Морозным февральским днем сорок второго года шестерка советских истребителей, поднявшись с полевого аэродрома, взяла курс через линию фронта, на совхоз «Дугино». По данным разведки, близ «Дугино» гитлеровцы соорудили большой аэродром.

Командир группы младший лейтенант Дмитрий Ковтюлев, крепко сжимая штурвал самолета, уверенно ведет машину. Под ней проплывает Сычевка. Окрест — черные пепелища сожженных деревень.

При подходе к цели вокруг краснозвездных самолетов заклубились черные взрывы снарядов вражеских зенитных установок.

Не теряя ни секунды, Дмитрий Ковтюлев умелым маневром вывел свои машины из зоны заградогня и тут же увидел аэродром, на котором стояли вражеские самолеты.

— В атаку!

Краснозвездные истребители устремились на цель. С бреющего полета они разили огнем построенные в несколько рядов машины оккупантов.

За первым заходом последовал второй, третий …

А между тем в машине Ковтюлева бензиномер показывал: горючего —минимальный запас. Он отдал приказ прекратить штурмовку и повел группу на свой аэродром.

Прошло всего несколько считанных минут полета, как вдруг появились немецкие истребители. Их было двенадцать.

Командир эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка Дмитрий Ковтюлев — опытный воздушный боец. С начала войны он совершил более сотни боевых вылетов, участвовал во многих схватках и одержал несколько побед. Он понимал: если сейчас, когда горючее на исходе, его группа втянется в бой, то погибнут и летчики, и машины.

Что делать? Какое принять решение? Времени на размышление уже не было: «мессершмитты» настигали, еще мгновение — и завяжется бой, в который вступит он один. Да, да, один против двенадцати. Это единственно правильное решение.

Ковтюлев приказывает своим летчикам не задерживаться, следовать прежним курсом, а сам круто поворачивает свою машину и устремляется навстречу «мессершмиттам».

Один против двенадцати!

Головной «мессершмитт» увернулся от лобового удара и тут же вспыхнул от меткой пулеметной очереди Ковтюлева.

Словно стая стервятников, набросились немецкие истребители на советский самолет. В морозном воздухе закрутилась головоломная карусель неравного боя. Мужественно и яростно сражался Дмитрий Ковтюлев. Он увертывался от вражеских атак, сам бросался в атаки. А боеприпасы уже на исходе, почти кончилось горючее.

Но схватка продолжается. Гитлеровцы осыпают «ястребка» градом пуль. «Ястребок» изворачивается. Его фюзеляж вспорот пулями. На плоскостях — пробоины. Перебито управление, и «ястребок» переходит в крутое пикирование. Ковтюлев пытается вылезти из кабины, но тщетно: встречный воздух с огромной силой прижал его к борту.

Земля неслась навстречу со страшной быстротой.

Младшему лейтенанту Дмитрию Ковтюлеву казалось: вот и конец... Что ж? Зато живы его боевые друзья-летчики. Теперь они уже вне досягаемости немецких истребителей, и он может умереть с сознанием выполненного долга...

И вдруг он увидел стремительно приближающиеся заснеженные кроны деревьев. Самолет ударился об их верхушки, и летчика выбросило из кабины.

...Дмитрия Ковтюлева нашли наши воины в бессознательном состоянии. Контузия, сотрясение мозга, висящая плетью правая рука — таким доставили его в госпиталь.

Началась борьба за жизнь. И в этой борьбе опять же победили железная воля летчика, непреодолимое желание летать, сражаться с ненавистным врагом.

Ковтюлев вернулся в авиацию...

Подвиг летчика-истребителя Дмитрия Филипповича Ковтюлева был по достоинству оценен нашим народом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 г. младший лейтенант Д. Ф. Ковтюлев был удостоен звания Героя Советского Союза.