Александр Запольскис
30.07.2015
О чем свистит финансовый клапан Красного дракона
В Китае обрушились фондовые индексы. На момент закрытия в прошлый понедельник ShanghaiComposite опустился на 8,5% до 3725,56 пунктов. Впрочем, падение его фондового рынка продолжается уже третью неделю подряд. Потеряно больше 2,3 трлн. долларов, по сравнению с которыми греческие «долги» выглядят мелкой сдачей. Эксперты говорят, что это худший показатель с 1992 года. Учитывая размер китайской экономики, произошедшее вызвало бурное обсуждение, вызвавших обвал причин и его возможных последствий для остального мира. Правда там все больше лишь повторяют общеизвестные цифры и, как правило, разводят руками на счет причин. Тем не менее, кое-какие выводы сделать все же можно.
Формально большинство, в том числе, китайских специалистов сходятся во мнении, что главной причиной обвала является наблюдавшийся в последние 2−3 года массовый приток на биржу, что называется, людей с улицы. Благодаря их деньгам оборот биржевых торгов в Китае резко вырос. К примеру, только за май 2015 сумма сделок по акциям на Шанхайской бирже составила 2,68 трлн. долл., что в 230 раз больше показателя биржи в Москве (11,7 млрд.) и всей России (65 млрд. долл.). Это даже больше американских NYSE (1,17 трлн.) и NASDAQ (800 млрд.) в совокупности.
На протяжении почти 15 лет ВВП Китая устойчиво рос темпами 8−9% в год, что подталкивало вверх курсы акций. Только в Шанхае, по сравнению с уровнем 2012 года общий объем роста составил почти 6 трлн. долл. А тут вдруг рынок выдал негативную статистику. Индекс цен производителей находится в минусе уже 39 месяцев подряд. Индекс потребительских цен упал с 6,5% в июне 2011 до 1,2% в мае 2015. В целом тревожные показатели не являлись тайной, но китайское правительство много делало для административной поддержки экономики и рынков. В частности, сообщалось о создании некоего объединенного страхового стабилизационного фонда для скупки акций крупнейших компаний. Именно с него падение и началось. Прошел слух, что собранных там 19,4 млрд. долл. либо уже нет, либо точно не хватит для поддержки рынка. У «игроков с улицы» возникла паника, и начался массовый сброс.
Все это действительно так. Однако панические шаги "непрофессиональных" биржевых игроков являются лишь крайним звеном длинной цепочки, которая началась с возведения в Китае многочисленных городов — миллионников, в которых никто не живет. Точнее, истоки лежат еще глубже, в конце 90-х, а китайские города-призраки являются лишь важной реперной точкой процесса.
В 2000 году ВВП Китая составлял 1,2 трлн. долларов. У США он равнялся 10,28 трлн., у Японии — 4,731 трлн. Примерно тогда Пекин задался целью догнать по экономической мощи передовые страны мира. К 2005 году ВВП США вырос до 13 трлн., а Китая — до 2,257 трлн. К 2008 году у США 14,72, а у Китая уже 4,522 трлн. Таким образом, став всемирной фабрикой, Пекин всего за 8 лет увеличил свою экономику в 3,7 раза, причем в первую очередь за счет реального сектора экономики, т. е. новых заводов и фабрик. Пока остальной мир восхищенно обсуждал невиданность китайского экономического чуда, случился 2008 год, наглядно показавший конечность и общую финансовую хрупкость международных рынков сбыта. Китайское руководство извлекло из урока вывод о необходимости кардинальной переориентации национальной экономики, прежде всего, на внутренний рынок.
Именно с 2008—2009 годов началось массовое государственное стимулирование роста внутреннего спроса в стране. Для этого требовалось сформировать в Китае значительную долю среднего класса, способную обеспечить достаточный объем потребления. В ход пошли два инструмента — работа и кредиты. О снижении темпов роста экономики не могло быть и речи. Задачу — догнать и перегнать Америку — никто не отменял. Поэтому государство в первую очередь повышало производительность труда в сельском хозяйстве. Это дало не только рост объемов продовольствия, но и обеспечило переток «рабочих рук» из деревни в город. По расчетам внутренняя иммиграция должна была достигнуть 20 млн. человек в год, что создать спрос на жилье в городе, тем самым обеспечив фронт работ для строительной промышленности. И не только для нее. Потребность строить в год по несколько (7−10) городов-миллионников с целью переселения ежегодно около 20 млн. человек из деревень начала влиять и на другие отрасли. Например, Китай уверенно вышел на первое место в мире по выпуску дорожной техники и оборудования. Реализация этой программы создала свыше 13 млн. новых рабочих мест.
О том, что масштабы инфраструктурных проектов набрали значительный объем, говорит хотя бы тот факт, что всего за три года (2011 — 2013) Китай израсходовал 6,6 миллиарда тонн цемента, что в полтора раза больше, чем его потратили США за весь ХХ век (4,5 млрд. т.). В одном лишь 2013 году: Китай — 2,3 гигатонны, США — чуть более 0,08 гигатонн, Россия — почти 0,07 гигатонн. Начавшийся в нулевых, как плановый проект упреждающего обеспечения переселенцев жильем (предполагалось, что доля городского населения Китая с 20% в 2000 году вырастет до 60% в 2020), к 2012 году он превратился в самостоятельный процесс обеспечения стабильности загрузки и дальнейшего роста промышленных и строительных предприятий.
На данный момент в Китае имеется более 100 городов-миллионников. Это очень много. К примеру, во всей Европе их всего 33, включая те 15, которые в России. В Индии их 54, в Бразилии — 15, В Индонезии — 13, в США вообще только 9. Но важно не это. Определяющими являются два фактора. Первый — примерно 30% этого жилого фонда стоят пустыми и не используются. В прошлом году китайские СМИ сообщили о том, что Государственная электросетевая компания КНР провела исследование в 660 городах. В результате обнаружилось, что на электрических счётчиках 65,4 млн. квартир за полгода нулевые показания. Это говорит о том, что в квартирах никто не живёт. Этих квартир достаточно для проживания 200 млн. человек! А промышленность продолжает строить новые.
Второй — на возведение этих городов-призраков затрачено примерно 10,7 трлн. долларов, т. е. без малого девять ВВП Китая 2000 года. Вопрос не в том, что финансируется работа, прежде всего, госбюджетом. Главное, что эти деньги уже влиты в китайскую экономику и находятся на руках у предприятий, фирм, банков, рабочих и служащих.
Какое-то время их удавалось связывать ростом внутреннего потребления. К примеру, до 2012 года часть квартир в пустых городах китайцы все же покупали в расчете на последующую перепродажу. Но после того как рынок недвижимости перешел от роста к снижению, интерес инвесторов к жилью пропал. Высокими темпами в стране росла автомобилизация. Если в 2004 на 1000 человек приходилось всего 12 автомобилей, то в 2008 уже 27, а в 2010 — 43,8. В городах это создало проблему пробок, решать которую правительство начало введением разных запретов, что заметно притормозило покупки новых авто. Впрочем, автопарк легковых автомобилей все равно увеличился со 120 млн. штук в 2012 г. до 154 млн. штук в 2014 г.
Это подтолкнуло китайское дорожное строительство. Общая длинна дорог страны за 10 лет увеличилась почти в три раза, до 4,1 млн. км. При средней цене строительства 1 км. автострады в Китае в 2,9 млн. долл., получается, что денег на это ушло больше 6 трлн. долл. Причем ежегодно Китай возводит по 30 тыс. км новых дорог, что требует еще, как минимум, 87 млрд. долларов, хотя реальная потребность страны в них примерно в 3−4 раза ниже. Но, увы, масштабы промышленности требуют соответствующих объемов загрузки мощностей.
В результате, по оценкам китайских специалистов, на руках у среднего класса скопилось не менее 30−40 млрд. долл. «свободных денег». По мере того, как растущая китайская экономика упиралась в конечность емкости мировых и внутренних рынков, у китайцев оставалось все меньше областей для вложения свободного капитала. Потому «люди с улицы» год назади начали массово торговать на бирже. Новые игроки одномоментно принесли на биржу столько денег, что за 12 месяцев акции китайских предприятий подскочили в среднем на 150%.
Так что даже случившееся падение на самом деле является вовсе не кризисом, а лишь признаком окончания затяжного цикла бурного роста. На мировом рынке больше не осталось места, чтобы продолжать удвоение своего ВВП каждые 4 года. Вот если Китай не придумает эффективного решения этой проблемы, вот тогда действительно случится мировой кризис. Экономические планы многих стран основаны на том, что к 2020 Китай станет импортировать одной только нефти на 500 млрд. в год, что составит до 66% добычи стран ОПЕК. А еще он является ведущим потребителем газа, руды, черных и цветных металлов и прочего сырья. Суммарная стоимость китайского импорта в 2013 году достигла 1,92 трлн. долл. Но всего этого не будет, если его перегретая экономика не выдержит внутреннего давления и треснет. Вот тогда кризис греческих долгов действительно окажется лишь милой смешной шуткой о потерявшейся где-то копейке.
Складывается впечатление, что китайцы сильно активизировали свой проект Нового Шелкового пути совсем не из каких-то имперских амбиций, а строго в силу насущной экономической необходимости. Ставшую крупнейшей в мире китайскую промышленность требуется загрузить заказами соответствующего масштаба. Продолжать дальше множить города-призраки больше нельзя. Деньги требуют вложения туда, где они действительно будут работать, а не только создавать видимость экономического чуда. Причем делать это надо достаточно быстро, иначе набравшая скорость махина китайской экономики уже не успеет затормозить. Падение китайских биржевых индексов является более чем наглядным и громким свистком финансового предохранительного клапана.
Специально для ИА REGNUM
http://cont.ws/post/105700
===========================
Китай и Индия выкупили все золото с Лондонской биржи
На Лондонской бирже металлов (LME) практически не осталось реального физического золота, уверен председатель одного из крупнейших горнодобывающих и металлургических холдингов в России "Петропавловск" Питер Хамбро.
http://www.vestifinance.ru/infographics/5723
Как он заявил в ходе своего интервью на телеканале BloombergTV, Индия и Китай за последние годы практически подчистую выкупают реальное золото с Лондонской биржи.
"Индия и Китая выкупают золото в огромных количествах. Практически невозможно найти на рынке в Лондоне реальное физическое золото, чтобы отгрузить его в эти страны. Мы постоянно получаем запросы из России на поставку золота в Индию и Китай, поскольку реального металла ни у кого нет. Только пустые обещания. Лично я не на шутку обеспокоен тем, что на рынке - на этом рынке бумажек - будет поставлен крест, люди просто скажут: "Извините, но мы ликвидируемся" - и на этом все", - заявил Хамбро.
Как отмечает руководитель сингапурского офиса компании BullionStar.com Торгни Персон, эту информацию подтверждают в компании А-Mark - одном из крупнейших в мире оптовых дилеров драгоценных металлов.
В компании сообщили, что они были вынуждены остановить прием заявок на канадские серебряные монеты "Кленовый лист", а также на ряд других популярных золотых и серебряных монет.
"У нас по-прежнему есть в наличии большинство наименований нашего ассортимента, поскольку мы успели пополнить свои запасы. Однако в сложившейся ситуации нам вряд ли удастся быстро восполнить их, когда товар будет распродан", - заявили представители компании.
В A-Mark также отметили, что резкий рост дефицита как на оптовом, так на розничном рынках драгоценных металлов является серьезной угрозой для мировых финансовых рынков.
"В том случае если "бумажные" контракты на поставку золота не начнут стремительно дорожать, нас ждут большие неприятности. Если начнутся перебои в сегменте крупных партий, например 1-килограммовых золотых слитков или 1000 унций серебряных слитков, всем станет ясно, что король-то голый", - отмечается в сообщении компании.
Ранее издание Financial Times опубликовало материал, согласно которому в Лондоне резко возросли ставки на "заем физического золота". Эксперты объясняют такую ситуацию тем, что дилерам нужен металл для поставки на золотоперерабатывающие заводы в Швейцарии, прежде чем оно будет переплавлено и отправлено в такие страны, как Индия и Китай.
"Рост процентных ставок свидетельствует о наличии дефицита на физическом рынке золота с немедленной поставкой", - заявил аналитик Mitsubishi Джон Батлер.
Источник: http://www.vestifinance.ru/articles/62305
http://cont.ws/post/121801/
Отредактировано Konstantinys2 (Вс, 28 Май 2017 11:20:58)