Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » Первая мировая война. 1914-1918 » Подвиги 1 мировой...


Подвиги 1 мировой...

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Материал cityman
22.09.2015
Русская Жанна Д’Арк, или о Подвиге медсестры Риммы Ивановой

9 сентября 1915 года неподалеку от села Мокрая Дубрава немецкие солдаты увидели, как молодая девушка с красным крестом на платье подняла русских бойцов в атаку. С криком: «Братцы, за мной!» — полковая медсестра Римма Иванова бросилась на врага. Атака успешно завершилась. Немецкие позиции были взяты, но сама героиня погибла, получив смертельное ранение в бедро. Ее последними словами были: «Боже, спаси Россию».

Поступок девушки не одобрил председатель германского Красного Креста генерал Пфуль, посчитавший, что сестра милосердия не должна брать в руки оружие или поднимать бойцов в атаку, но женевская штаб-квартира Международного Комитета Красного Креста решила, что подвиг Риммы Ивановой не нарушает никаких положений этой организации. Это было верное решение. Идя в атаку, Римма Иванова оставалась сестрой милосердия и сохраняла жизни солдат, которых противник мог попросту уничтожить.

Вообще, во время Первой мировой войны иногда случались удивительные вещи. Немцы могли отпустить пленных русских офицеров свободно гулять под честное слово, русские солдаты могли пережить газовую атаку без средств защиты, а потом победить врага в бою. Геройский поступок Риммы Михайловны Ивановой стоит в одном ряду с этими и многими другими выдающимися деяниями того времени.

За этот подвиг солдаты и офицеры 105-го Оренбургского полка попросили наградить медсестру орденом Святого Георгия IV степени. По статуту этот орден могли получить лишь офицеры, а Римма Иванова была девушкой из простой семьи, служившей сестрой милосердия и не имевшей никакого воинского звания. Солдаты и офицеры ждали решения императора Николая II и рассказывали новобранцам историю ее жизни.

* * *

Римма Михайловна Иванова родилась 15 июня 1894 года в Ставрополе. В 1913 году окончила Ольгинскую гимназию и стала работать народной учительницей в одной из сельских земских школ. Когда началась Первая мировая война, Римма Иванова вернулась в Ставрополь. Она выучилась на медсестру и 17 января 1915 года добровольцем ушла на фронт. Ее родители беспокоились за судьбу дочери, и Римма отправила письмо, в котором рассказывала о том, что у нее все хорошо:

«Господи, как хотелось бы, чтобы вы поуспокоились. Да пора бы уже. Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела… Но ведь не для шутки это я сделала и не для собственного удовольствия, а для того, чтобы помочь. Да дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо и что нужно делать. Думайте, как хотите, но даю вам честное слово, что многое-многое отдала бы для того, чтобы облегчить страдания тех, которые проливают кровь. Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу… Мои хорошие, не беспокойтесь ради Бога. Если любите меня, то старайтесь делать так, как мне лучше… Вот это и будет тогда истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество».

Отметим, что Римма попала на фронт почти также, как героиня фильма «Гусарская баллада». Девушка коротко постриглась и назвалась Иваном Ивановым. Вскоре незатейливый обман был раскрыт, и она продолжила служить уже под своим именем. За мужество при спасении раненых она была удостоена Георгиевского креста 4-й степени (знак отличия Военного ордена Св. Георгия для нижних чинов) и двух Георгиевских медалей.

В августе 1915 года сестре милосердия дали короткий отпуск, и она отправилась навестить тяжело болеющего отца. Тот просил ее перевестись в 105-й Оренбургский полк, где работал полковым врачом ее старший брат Виктор Иванов. Римма согласилась.

Жить ей оставалось меньше месяца.

В начале сентября она написала родителям несколько писем с фронта: «Мои хорошие, милые мамуся и папка! Здесь хорошо мне. Люди здесь очень хорошие. Ко мне все относятся приветливо… Дай вам Господи здоровья. И ради нашего счастья не унывайте».

Через несколько дней «русская Жанна Д`Арк» героически погибнет.

22 сентября 1915 года начальник Ставропольской губернии получает телеграмму с фронта, в которой говорится, что Николай II 17 сентября 1915 года «соизволил почтить память покойной сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Сестра Иванова, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, всегда перевязывала раненых на передовой линии под страшным огнем, а 9 сентября, когда были убиты оба офицера 10-й роты 105-го Оренбургского полка, собрала к себе солдат и, бросившись вперед вместе с ними, взяла неприятельские окопы».

Брату героини было разрешено отвезти тело девушки в Ставрополь. Встречать останки Риммы Ивановой вышел весь город, а во время отпевания священник храма в честь апостола Андрея Первозванного протоиерей Семен Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву — Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву — Римму Иванову».

О подвиге девушки до революции знали многие. В ее честь была названа стипендия для учащихся в Ставропольской фельдшерской школе, Ольгинской гимназии города Ставрополя и земской школе села Петровского. Имя Риммы попало на памятник героям Великой войны, открытом в 1916 году в Вязьме. Однако в советское время памятник был снесен, как и надгробие на территории Андреевской церкви. До 1917 года девушке хотели поставить памятник в Ставрополе. Были даже предложения о канонизации Риммы Ивановой, но потом история России пошла по другому пути. В советское время не любили вспоминать о Первой мировой войне, и многие страницы славного прошлого нашей страны были на долгие годы забыты. К счастью, сейчас ситуация меняется. Именем Риммы Ивановой названа улица в 204-м квартале Ставрополя. В память о ее подвиге установлена мемориальная доска на здании бывшей Ольгинской гимназии.

http://cont.ws/post/124699

0

2

"РИТМ ЕВРАЗИИ"

Космодемьянские и Гризодубовы Первой мировой войны

08.03.2016 | Виктор РОГОЖИН

«…9 сентября сего (т.е. 1915-го. – В.Р.) года… она, состоя при 105-м пехотном Оренбургском полку, все время перевязывала раненых под страшным огнем неприятеля, а затем, узнав, что командир и офицеры 1-й роты сего полка убиты, собрала к себе солдат, бросилась с ними на неприятельский окоп и взяла его, но тут же, получив смертельную рану, скончалась, запечатлев своею смертью беспримерный для женщин боевой подвиг».

Это строки из датированного 7 января 1916 г. высочайшего рескрипта Николая II. Он поведал о подвиге, совершенном почти век назад 20-летней сестрой милосердия Риммой Ивановой. Документ лишний раз доказывает, что многие десятилетия замалчивавшаяся Первая мировая война знала своих Зой Космодемьянских и Валентин Гризодубовых.

Римма Михайловна Иванова – уроженка провинциального Ставрополя, дочь служащего местной консистории. Окончила там же гимназию, немного учительствовала в сельской школе. Вот и вся короткая биография, точку в которой поставила война. С началом боевых действий девушка окончила курсы милосердия и добровольно ушла на фронт. Вначале была зачислена в 83-й Самурский полк под мужским именем, но когда её тайна была раскрыта, Римма стала служить под своим настоящим именем. За мужество при спасении раненых была удостоена Георгиевского креста 4-й ст.

В августе 1915 г. её служба продолжилась в 105-м пехотном Оренбургском полку, в котором уже воевал её брат полковой врач Владимир Иванов, в чье подчинение она и поступила. Через месяц в бою у деревни Мокрая Дуброва на территории нынешней Брестской области Белоруссии Римма Иванова под вражеским огнём подняла роту в свою последнюю атаку… Ей был всего 21 год.

«В воздаяние подвигов, мужества и храбрости, оказанных сестрой милосердия Риммой Ивановой», она была посмертно награждена офицерским орденом св. Георгия 4-й ст. Обращает на себя внимание большой временной разрыв между моментом подвига и обнародованием высочайшего рескрипта. Дело в том, что некоторое время командование сознательно не придавало огласке героический поступок Ивановой, поскольку медперсонал по нормам международного права не должен был брать в руки оружие. Общественность узнала о подвиге лишь после того, как германские газеты опубликовали протест председателя кайзеровского Красного Креста генерала Пфюля, заявившего, что, согласно конвенции о нейтралитете медицинского персонала, сестрам милосердия «не подобает на поле боя совершать подвиги». На эту публикацию обратили внимание русские журналисты, после чего история о совершенном «героиней долга» – а Римма Иванова за время пребывания на фронте вынесла с поля боя около 600 раненых – стал широко известен.

К слову, отец девушки Михаил Павлович счел необходимым сразу заявить в печати, что дочь отправилась на фронт «не ради наград, не ради почестей родительских, но ради токмо родного народу». Прах Риммы был доставлен в специальном вагоне на ее родину в Ставрополь, где его захоронили в ограде кафедрального собора при огромном стечении народа.

Насколько известно, это единственный случай в истории России, когда женщина была награждена офицерским орденом св. Георгия (в свое время Екатерина II возложила на себя знак ордена 1-й ст., но не за подвиг, а будучи его учредительницей).

Награждений же солдатским Георгиевским крестом было больше. Установлены имена по меньшей мере десяти женщин, ставших георгиевскими кавалерами в 1914-1918 гг. Поиск затруднен тем, что многие женщины, стремясь во что бы то ни стало попасть в ряды воюющих, вынуждены были скрываться под мужскими именами и обличьем.

Е.К. Цебржинская, дочь и жена профессиональных военных, участвовала в боях в составе 186-го Асландузского пехотного полка как фельдшер Цетнерский. Оказывала помощь раненым, не раз добровольно ходила в разведку. В бою 4 ноября 1914 г. была ранена, но обратилась за помощью лишь после того, как вытащила с поля боя раненого же командира роты. При перевязке ее святая ложь обнаружилась, поэтому после излечения Елена продолжала службу уже как фельдшерица в 3-м Кавказском передовом отряде Красного Креста. А за тот подвиг она удостоилась Георгиевского креста 4-й ст.

Такую же награду получили: сестра милосердия 3.Ф. Смирнова, воевавшая как унтер-офицер Евгений Макаров; О. Шидловская – официально старший унтер-офицер гусарского полка Олег Шидловский; дочь уральского казака Н. Комарова, скрывавшая свой женский облик под формой рядового кавалериста, и другие героини.

Мария Бочкарева – еще одна героиня Первой мировой войны, Георгиевский кавалер, командир 1-го женского добровольческого ударного «батальона смерти», известного защитой Зимнего дворца в октябре 1917 г. В мае 1920 г. особым отделом ВЧК приговорена к расстрелу, реабилитирована в 1992 г.

Обратимся к еще одному сохранившемуся в фондах Российского государственного военно-исторического архива приказу командующего 8-й армией генерала А.А. Брусилова, датированный ноябрем 1915 г.: «На основании Высочайше предоставленной мне власти, нижепоименованных нижних чинов за проявленные ими подвиги мужества и храбрости в бою с неприятелем награждаю Георгиевскими крестами и медалями...

1. Рядов. Иосиф Глушенко, он же Евдокия Карповна Чернявская.

2 сент. 1915 г. у м. Деражно, будучи разведчиком, с явной личной опасностью проникнув в расположение неприятеля, доставила ценные сведения о его расположении...

151. Антон Тихонов Пальшин

(он же Антонина Тихоновна Пальшина)».

…За проявленные в сентябрьских боях подвиги и храбрости. У нас есть возможность расшифровать эту фразу. Антонине Пальшиной было 17 лет, когда началась война. Уже через месяц она под видом юноши-добровольца вступила в кавалерийский полк и приняла участие в боях против турок. В лазарете города Карса, куда девушка попала по ранению, ее секрет раскрылся. Тогда она возвращается в родной Сарапул, поступает на курсы сестер милосердия. В апреле 1915 г. направлена на Юго-Западный фронт, но работа в лазарете тяготила, «неудержимо тянуло на передовую линию», как писала сама Антонина Тихоновна много лет спустя.

Воспользовавшись удобным случаем, она в обмундировании умершего солдата присоединилась к обозу, который двигался к передовой линии. Зачисленная в состав 75-го пехотного Севастопольского полка под уже привычным именем Антона Пальшина, девушка «бывала в разведке за языком в тыл противника, с донесением в штаб полка, в сторожевое охранение... была два раза ранена и один раз контужена. За боевые заслуги награждалась 4 раза... а Георгиевский крест 3-й степени приколол сам генерал Брусилов в прифронтовом госпитале и велел отдать приказ по полку произвести в младшие унтер-офицеры» (из автобиографии).

Наша современница (Антонина Тихоновна умерла в 1992 г. в Сарапуле, прожив 95 лет), она разделила со своим народом все бедствия, обрушившиеся на него в XX веке. Только серьезная болезнь воспрепятствовала ее вступлению в ряды Красной армии в 1941 г., но в стороне от помощи фронту она никогда не стояла. Не женский воз тянула: работала в колхозе, на лесоразработках, сбережения сдавала в Фонд обороны. В войну потеряла мужа, в одиночку подняла двух сыновей.

…Героинь той, на протяжении многих десятилетий «неизвестной» войны давно нет рядом с нами. Знать их имена, хранить благодарную память об их подвигах – наш общий долг.

http://www.ritmeurasia.org/news--2016-0 … ojny-22270

0


Вы здесь » Россия - Запад » Первая мировая война. 1914-1918 » Подвиги 1 мировой...