Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ - XIV-XVI вв. » Нашествие турок османов на Европу.


Нашествие турок османов на Европу.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Die Welt

Первая попытка османов захватить Вену

24.11.2015
Ян фон Флокен (Jan von Flocken)

Катастрофа началась еще три года назад — 29 августа 1526 года. В этот день венгерско-богемкие войска в битве под Мохаче потерпели сокрушительное поражение от турок. Среди 24 тысяч убитых оказался и достигший всего лишь 20-летнего возраста венгерский король Лайош II. Османский султан Сулейман «Великолепный» после этого смог захватить всю Венгрию и Хорватию. Его власть простиралась почти до ворот Вены. Этот последний христианский оплот на востоке был совершенно неподготовлен к обороне; казалось, что вскоре город будет захвачен, и такие настроения отмечались еще до появления неприятельских войск у его стен.

Прошло почти пять месяцев с того момента, как 150-тысячное войско направилось из Адрианополя (ныне Эдирне) в сторону Белграда и Вены. Восьмого сентября турки захватили Офен (Будапешт) и зарезали там всех без исключения солдат из гарнизона города, нарушив при этом договоренность о капитуляции. В начале сентября 1529 года турецкие передовые отряды оказались уже на территории Венского бассейна — всего 20 тысяч легковооруженных всадников. Официально они назывались «акынджи» (штурмовые всадники), однако солдаты называли их «дели» (сумасшедшие).

«Сумасшедшие» брали в плен и убивали людей

Эти «сумасшедшие» выполнили основную работу. В течение нескольких дней они взяли в плен и убили более 5 тысяч гражданских лиц. Турецкий летописец сообщает: «Эта прекрасная страна была разорена всадниками и наполнена дымом пожарищ. В гору пепла были превращены развалины домов и дворцов. В палатках и на лагерных рынках уже стали продаваться красивые лица, а трофеям не было конца. Семьи неверных были сожжены, вся земля — разорена».

Речь шла не об эксцессах отдельных воинов — это было частью турецкой стратегии, которая состояла в том, чтобы с помощью направленного против гражданского населения террора и убийств сломить военное сопротивление противника.

Однако жители Вены не собирались сдаваться. Многие из них объединились вокруг бургомистра Вольфганга Троя (Wolfgang Treu), поскольку сам император Карл V из рода Габсбургов воевал в то время против Франции. Военным комендантом города был тогда 70-летний граф Никлас Сальм (Graf Niklas Salm) — опытный человек, который еще вместе с известным предводителем ландскнехтов Георгом фон Фрундсбергом сражался в Италии против французов. В его распоряжении находилось всего 17 тысяч человек: ополченцы, а также наемники под командованием пфальцграфа Филиппа.

«Этот город с давних пор был укреплен и имел оборонительные сооружения, однако он был не в состоянии долго сопротивляться в случае турецкого штурма, — отмечает Хуберт Гундольф (Hubert Gundolf) в своей книге „Сражения под сенью габсбургской короны“ (Schlachten unter Habsburgs Krone). — Оборонительные сооружения города к тому времени устарели, а ширина внешней стены составляла всего два метра».

Кривые сабли против огнестрельного оружия

Фортификационные сооружения Вены были построены еще в XIII веке. Городская стена, 18 различных по высоте башен, вынесенные вперед укрепления и бастионы, во многом уже утратили к тому времени свою эффективность, тогда как огневая мощь артиллерии постоянно увеличивалась. Защитникам города не оставалось ничего другого, как замуровать все городские ворота — все, кроме одних. 25 сентября большая часть турецких войск под предводительством Ибрагим-паши подошла к воротам Вены, а спустя день султан Сулейман разбил своей роскошный палаточный лагерь на месте современного района Кайзерэберсдорф, и поражение защитников Вены казалось в тот момент лишь вопросом времени.

Однако османы вынуждены были учитывать два важных обстоятельства, которые были не в их пользу. На дорогах в Венгрии, ставших почти непроходимыми от образовавшейся грязи, застряла их тяжелая артиллерия. А остальные 300 пушек имели лишь небольшой калибр. Что капсается их пехоты, то она была слабо вооружена. Многие христианские защитники города уже имели ружья (акребузы). А у турок только элитные части — 20 тысяч янычар — имели ручное огнестрельное оружие, тогда как остальные вели осаду с помощью кривых сабель, стрел и луков.

Янычары (yeni ceri — новые воины), согласно многовековой мусульманской традиции, состояли из людей, захваченных в плен во время войны. В основном это были жители Балкан — у христианских родителей отбирали детей и направляли их для обучения в Османскую империю. Там они воспитывались в условиях жесткой дисциплины, принимали ислам и готовились стать воинами. Вашей семьей является корпус янычар, а вашим отцом — султан, говорили им.

Именно эти янычары и предприняли 29 сентября первый штурм города Вены. На юге, у Каринтских ворот, стояли 3 тысячи австрийских ландскнехтов под командованием Эка фон Рейшаха (Eck von Reischach). Они сдерживали турок, а затем Абель фон Холленэк (Abel von Holleneck) со своей штирийской командой пришел им на помощь, и в результате враг, понеся большие потери, был обращен в бегство.

Чтобы показать, что он не особенно впечатлен нападавшими, граф Сальм 2 октября решил предпринять неожиданную вылазку, а затем 7 октября провел еще одну операцию за стенами города с участием 8 тысяч человек, и в результате у городских ворот началось настоящее сражение. Эти смелые действия не привели к снятию осады, однако они в значительной мере укрепили боевой дух защитников города.

Попавшие в плен христиане вынуждены были закладывать мины

Со временем действия турецкой артиллерии стали приносить результат. Для их поддержки выкапывались минные галереи — часто турки загоняли в такие траншеи пленных христиан. Некоторые из подземных заминированных траншей удалось обезвредить группе тирольских рудокопов, однако подобные действия не всегда оказывались успешными.

Во второй половине дня 9 октября была взорвана первая мина у Каринтских ворот, и в результате образовали два пролома шириной, примерно, по 25 метров каждый. В период с 10 октября по 14 октября были взорваны еще четыре мины под городской стеной, и янычары прорвались внутрь города. Однако у крепостных ворот (Burgtor) они в последнюю минуту были остановлены опытными воинами из Нижней Австрии под предводительством Леонарда фон Фельса, а вскоре турки вынуждены были спасаться бегством. В этот момент графу Сальму раздробило ногу, и через семь месяцев он скончался от полученного ранения.

Осада города продолжалась еще три недели, и, казалось, что ей нее будет конца, поскольку турки имели хорошее снабжение. 22 тысячи специальных верблюдов и 600 кораблей на Дунае обеспечивали османов провиантом и боеприпасами. Но 14 октября была отбита — с большими потерями у турок — еще одна попытка штурма городской стены. Кроме того, погода испортилась, и раньше, чем обычно, пошел снег. В результате Сулеймана стали одолевать сомнения. Вена — столь желанное «золотое яблоко» — оказалась крепким орешком. На тот момент султан уже потерял на поле боя 20 тысяч воинов. А пополнение где-то застряло.

Наконец, 16-17 октября турки начали отступать и двигаться назад в сторону Стамбула, оставляя после себя смерть и разрушения. Свидетель тех событий имперский надворный советник Петер Штерн пишет: «Всех находившихся в плену немцев турки тиранически и безжалостно задушили перед стенами города. В народе раздавался такой жалобный стон, которого Вена еще не слышала».

В освобожденном городе через три недели уже вновь звонили церковные колокола, а в Соборе святого Стефана была проведена благодарственная месса. Только в 1683 году, то есть через 154 года, турки вновь предприняли осаду Вены — на этот раз нападавших было еще больше, а угроза — более серьезной.

Ян фон Флокенжурналист и историк, автор многочисленных книг, в том числе по военной истории. Они живет и работает в пригороде Берлина.

Оригинал публикации 24/11/2015 09:06

http://inosmi.ru/social/20151124/234544679.html

+1

2

Die Welt, Германия

Польские всадники спасли Вену от турок
Спустя 154 года после первого нападения на Вену османское войско в 1683 году совершило вторую попытку. Были уничтожены целые деревни, урожай, взрывались снаряды у стен бастионов. Осажденных спасла роковая ошибка турок.
03.12.2015
Ян фон Флокен (Jan von Flocken)

Султан Мехмед IV в торжественной обстановке передал великому визирю зеленое знамя пророка. 3 мая 1683 года турецкое войско, насчитывавшее около 160 тысяч воинов и 200 пушек, выступило из Адрианополя (Эдирне) в сторону Белграда. Но сербская столица не была целью военного похода. Кара-Мустафа, одержимый тщеславием и жаждой власти, стремился сделать то, что не удалось туркам в 1529 году — завоевать Вену, основную крепость христианской Европы.

Жизнерадостные жители Вены ничего не подозревали, когда король Леопольд I 7 июля 1683 года вместе с придворными покинул город и бежал в Линц. Хотя об огромном турецком войске, наступавшем с востока, и ходили слухи, но то, что опасность была настолько велика, практически никто не воспринимал всерьез.

Когда днем позже Карл Лотарингский шел из Швехата в Вену и переходил мост через Дунай вместе с 4000 кавалеристами, а за ним следовали 6000 пехотинцев, стало ясно, насколько серьезна ситуация. Уже 5 июля турки достигли города Рааб на западе Венгрии. Венский городской комендант, граф Эрнст Рюдигер фон Штархемберг, тут же принял ответные меры.

Включая отряды самообороны, число защитников города составляло только 15 тысяч человек. Однако важную роль в Вене играли крепкие крепостные стены, которые за последние годы были значительно расширены фортификационными укреплениями. Двенадцать крупных бастионов на флангах окружали центр города — это, примерно, современная территория Рингштрассе. Артиллерия практически не могла создать угрозу для этой крепости.

Защитники города, в отличие от 1529 года, могли рассчитывать и на внешнюю поддержку. Папа Римский Иннокентий XI не только внес большой финансовый вклад в войну с турками, но и способствовал созданию союза между кайзером и польским королем Яном Собески. Вместе с немецкими князьями это войско должно было снять осаду Вены.

Население Нижней Австрии готовилось к худшему в ходе наступления турок. Их войска грабили, убивали, поджигали дома и церкви, продавали тысячи людей в рабство в Османскую империю. Все населенные пункты вокруг Вены, такие как Хайнбург, Швехат, Пеллендорф и Лаа, были сожжены.

Турецкий придворный Мехмед Ага находился в 1683 году рядом с Кара-Мустафой и писал следующее о турецком походе:

«Они вели свой поход, разрушали деревни, города и крепости, убивали мужчин, брали женщин и детей в плен, сжигали дома и засеянные поля, опустошали страны неверных, чтобы страна и спустя сотню лет не смогла вернуться к своему былому процветанию». «Среди них не было воздержавшихся, они начинали совершать всевозможные злодеяния и невообразимые зверства».

14 июля 1683 года войска Кара-Мустафы подошли вплотную к городу. Великий визирь подошел к своему шатру, находившемуся на открытой местности к западу от города (современный район Рудольфсхайм). На следующий день начался обстрел. Уже 16 июня Вена была в окружении — от Нусдорфа на севере, Дорнбаха на западе, до Зиммеринга на юге.

Вскоре Кара-Мустафа заметил, что большая часть малокалиберных пушек неэффективна при осаде городских стен. Визирь дал указание начать рыть траншеи и сооружать туннели при помочи взрывных мин. Турки пробурили землю до расположенного на юго-западе бастиона Левель и расположенного неподалеку крепостного бастиона. Здесь 2 августа прогремел первый взрыв, разрушив часть городских стен.

Туркам все чаще удавалось прорваться к укрепительным сооружениям перед городскими воротами Шоттентор. Шли ожесточенные бои. Венский комендант Штархемберг получил тяжелое ранение в голову. Тем не менее он продолжал лично руководить обороной, его переправляли на носилках к месту боев.

Потери среди турок были также велики. Кара-Мустафа на десятый день осады объявил краткосрочное прекращение боев из-за многочисленных жертв и отвратительного смрада.

«До последней капли крови»

Штархемберг передал через переводчика: «У меня есть только здоровые солдаты, и нет необходимости хоронить кого-то. Мы будем бороться до последней капли крови». В ответ турок пригрозил, что его люди после взятия Вены не пощадят и детей, находящихся в утробе матерей.

В начале сентября ситуация стала критической. Среди защитников города бушевала эпидемия дизентерии, снаряды, медикаменты и продовольствие подходили к концу, ряд бастионов был разрушен. Штархемберг запросил помощь Карла Лотарингского, который вместе со своими войсками к северу от Вены ждал подкрепления. В ночь с 7 на 8 сентября (осада продолжалась уже в течение 56 дней) с Каленберга в небо были запущены сигнальные ракеты, свидетельствующие о приближении деблокирующих войск с севера.

Собрались значительные силы. Почти 75 тысяч человек были в боевой готовности, из них 24 тысячи поляков во главе с королем Яном Собески, 21 тысяча солдат во главе с Карлом Лотарингским и маркграфом Баден-Бадена Людвигом Вильгельмом, известным также под прозвищем «Турецкий Луи». К ним добавились 10000 баварцев, 9000 саксонцев, 4000 бранденбургцев.

Хотя первые новости о наступлении войска успели дойти до Кара-Мустафы, его армия была застигнута врасплох. Турецкий полководец также не успел занять возможные пути продвижения сил союзников через Дунай и Венский лес. Это была решающая ошибка.

12 сентября 1683 года из Каленберга началось масштабное наступление союзников. Сражение на территории современного округа Веринг завершилось в пользу союзников благодаря польским всадникам, оттеснившим турецкую кавалерию, и Карлу Лотарингскому удалось взять их в клещи у Нусдорфа. Кроме того, турецкие войска подверглись обстрелу из пушек в бастионах, которые еще оставались целыми.

«Мы пришли, мы увидели, Бог победил»

Отступление турок превратилось в дикий побег. В общей сложности, их потери составили порядка 10 тысяч человек, 5000 были ранены, 5000 попали в плен. Кара-Мустафа вскоре был казнен по приказу султана — задушен собственным шелковым шнурком.

Вена, действительно, была спасена в самый последний момент. Всю серьезность той ситуации описывал Ян Собески в письме своей жене: «Величественные высокие бастионы турки превратили в возмутительные скалистые руины, что дальше выстоять они не могли». Он отправил Папе Иннокентию XI знамя пророка Мухаммеда со словами «Мы пришли, мы увидели, Бог победил». Вена была освобождена от турецкой опасности, по крайне мере, в военном отношении.

Оригинал публикации: Polens Panzerreiter retteten Wien vor den Türken
Опубликовано 28/11/2015 16:37
http://inosmi.ru/social/20151203/234663848.html

0


Вы здесь » Россия - Запад » ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ - XIV-XVI вв. » Нашествие турок османов на Европу.