Кто еще во власти засиделся?
Журнал «Власть» № 4 (857) от 01.02.2010
22 января президент Татарии Минтимер Шаймиев, руководивший республикой 20 лет, заявил о добровольном отказе от следующего президентского срока. Он сказал: "Я засиделся во власти".
Алексей Яблоков, член-корреспондент РАН.
Мэр Москвы, губернатор Тулеев. В любой демократической стране срок пребывания на посту не должен превышать двух сроков, максимум 10 лет. А Лужков правит уже 18! Но главное не это — руководители должны готовить смену. Иначе власть так и будет, как черта из табакерки, вынимать нового руководителя, который сначала устроит хаос, а только потом поймет, что к чему.
Анатолий Лукьянов, в 1990-1991 годах председатель Верховного совета СССР.
Непрофессионалы: человек, ни дня не работавший учителем, руководит образованием, а экономист — армией. Очень подвижным должен быть корпус губернаторов и полпредов. Я работал в Кремле больше 40 лет и знаю, что кадровая политика в СССР была очень продуманна. Человека растили. Шаймиев, Николай Рыжков прошли все этапы управленческой работы.
Геннадий Райков, член Центризбиркома, бывший председатель Народной партии.
Я не вижу таких. Если руководитель делает дело, его любит народ, то какая разница, сколько он правит. Менять надо тех, кто не справляется. Хрущев ввел обязательную ротацию секретарей каждые четыре года, и что? Это помогло КПСС? Конечно, сейчас надо готовить молодых, но это не значит, что всех стариков надо менять. Все зависит от ситуации.
Евгений Чичваркин, эмигрант, бывший председатель совета директоров компании "Евросеть".
Кто на это даст ответ, тот получит 10 лет. А то и все 22.
Виктор Христенко, министр промышленности и торговли.
Веселый вопрос, хороший...
Дмитрий Зимин, почетный президент "Вымпелкома".
Любые должности, связанные с большой властью над людьми и деньгами, должны быть ограничены по времени. Каким бы ангелом человек ни был, сидя на управлении большими деньгами, он, сам того не замечая, обрастает нехорошими людьми. Это закон природы, поэтому уходить надо не только ему, но и всему окружению. Без этого общество здоровым быть не может.
Николай Левичев, руководитель фракции "Справедливая Россия".
Шмаков, Лужков, Рахимов... те, кто больше 10 лет сидит, тот уже засиделся. Некоторые главы муниципальных образований в Подмосковье сидят уже лет 17-18, пересидели трех губернаторов, подготовили себе замену из числа сыновей, которых проводят через депутатские рубежи, готовясь передавать власть практически по наследству. У нас много чиновников, которые, по сути, обрекают следующие поколения на невостребованность.
Алексей Митрофанов, член центрального совета "Справедливой России".
Полежаев, Кресс, Лужков, Сумин, Чуб, Чернышев, Рахимов, Нефедов и другие. Ситуация вполне сопоставима с брежневской эпохой. Самих руководителей долгое нахождение у власти травмирует, сводит с ума. Хорошим начальникам нужно искать другие должности — министров, вице-премьеров, послов. Почему бы и Зюганову с Жириновским не найти места в исполнительной власти?
Андрей Ильницкий, заместитель руководителя ЦИК "Единой России".
Среди высшего руководства страны я таких не вижу, да и Шаймиев не засиделся, он эффективно работал. Политиков надо судить по результату, а не по времени. Что касается, например, Зюганова, то пусть сидит. Чем менее успешно продвигаются его идеи, тем лучше.
Альфред Кох, предприниматель, в 1997 году вице-премьер.
Всем, кому за 70 лет, пора на пенсию, хватит нас радовать своим менеджментом. Я не люблю, когда люди умирают от старости на своих должностях. Всем, кому грозит смерть от возраста, я бы посоветовал пару лет побыть на пенсии и насладиться частной жизнью.
Борис Березовский, политэмигрант.
Дело не в возрасте, а в интеллекте. Путин в свои 60, а Медведев в 50 лет не будут умнее Черчилля в 90 лет.
Владимир Полеванов, президент консорциума "Золотой мост", в 1993-1994 годах губернатор Амурской области, в 1994-1995 годах вице-премьер.
Лужков, Рахимов — это рекордсмены, а в исполнительной власти дольше всех сидит Шойгу. Но он всех устраивает, имидж героя у него не подмочен. Я с ним работал в правительстве, знаю, что он по характеру мягкий, у него и мысли не возникает возразить начальству. Таких не снимают.
Борис Надеждин, член политсовета "Правого дела".
Выходцы из силовых структур. Эти люди заточены под охрану и защиту, при этом они совершенно не пригодны для модернизации. Фамилии называть бессмысленно — они везде. Силовики — это класс, пришедший во власть еще в 2000-х годах, в некоторых регионах только из них и состоит руководство.
Иван Мельников, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, заместитель председателя Госдумы.
Класс непотопляемых баронов, которые относятся к доверенному участку работы, как барин к своему поместью. Взять хотя бы Шойгу или Чубайса. Та же Мосгордума не отважилась поменять вечного председателя Владимира Платонова.
Николай Ковалев, председатель комитета Госдумы по делам ветеранов, экс-директор ФСБ.
Когда сидишь в кресле больше пяти лет, глаз замыливается. Хороших руководителей надо чаще перемещать по горизонтали. Но есть исключения. Например, Шойгу на своем месте. Замена нужна для пользы дела, а не просто так.
Виктор Батурин, генеральный директор компании "Интеко-агро".
Весь чиновничий аппарат. Это корпоративная система, а пчелы с медом не воюют. Практически нет людей, добровольно отказавшихся от власти. Чиновник придуман для улучшения жизни других чиновников, а не народа. 70% населения питается от бюджетного пирога. Это и чиновники, и члены их семей, служащие всяческих фондов и госкомпаний.
Марлен Хуциев, кинорежиссер, народный артист СССР.
Безусловно, Никита Михалков. Он был переизбран, по моему мнению, на незаконно организованном съезде. Говорят, сейчас готовится устав, по которому выборов председателя не будет.
Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов.
Тот начальник, которого люди не любят. Механическая ротация для России — катастрофа. Что бы ни говорили про демократию, хороший начальник должен сидеть столько, сколько люди его любят. Я бы сто лет назад ушел из председателей союза, если бы все было по-человечески, а от меня пытались избавиться с использованием лжи, клеветы.
Егор Лигачев, заместитель председателя Союза компартий, бывший член политбюро ЦК КПСС.
Многие. Что удивительно: дела в регионе все хуже, а губернатор остается. Есть целая группа министров, совершенно несведущих в деле. Эти люди критиковали Брежнева и политбюро, а теперь стали такими же.
Ралиф Сафин, член Совета федерации.
Муртаза Рахимов, который старше Шаймиева и, на мой взгляд, не пользуется такой всенародной поддержкой, как Шаймиев. За 20 лет правления он не воспитал никого, кого мог бы оставить в качестве своего преемника, потому что никого никогда не подпускал к власти. Может, он думал оставить после себя своего сына, но в современной России такие варианты нереальны.
Любовь Слиска, заместитель председателя Госдумы.
Я таких списков не составляю, но, возможно, они где-то есть. Одним политическим долгожителям желаешь еще долгих лет работы, а некоторые новые лица хочется поскорее забыть.
Игорь Лебедев, председатель фракции ЛДПР в Госдуме.
Рахимов, Тулеев, Лужков... Дело не в том, что люди плохие, но надо же и честь знать. Руководитель партии тоже по недавнему указу президента может занимать свой пост не более двух сроков подряд. Когда восемь лет пройдет, тогда и Жириновского сменят.
Алла Грязнова, президент Финансовой академии при правительстве РФ.
Менять опытных руководителей на молодежь надо осторожно! Лужков — отличный хозяйственник, он очень давно у власти и много сделал. Второго такого найти очень трудно.
Александр Семиколенных, заместитель председателя Счетной палаты.
Те, кто не любит свою страну, свой народ, а любит только себя, власть и своих покровителей. Яркий пример — президенты некоторых стран, бывших братскими республиками.
Владимир Некрасов, генеральный директор Contour Components.
Лужков. По Москве ездить невозможно, аренда офисов дороже, чем в большинстве столиц мира, при худшем качестве. Из-за неадекватной стоимости жилья персонал обходится очень дорого. Он должен уйти со всей командой.
Михаил Касьянов, президент консалтинговой компании "МК-Аналитика", в 2000-2004 годах премьер-министр.
Вся эта вертикаль власти засиделась у власти.