Stratfor, США
Прогноз на 2016 год
12.01.2016
Поскольку по всей Евразии вновь всплывают на поверхность старые геополитические реалии, а цены на сырье в условиях спада уходят на дно, 2016 может стать весьма неспокойным годом для значительной части нашего мира.
Логичнее всего начать со страны, которая как мост соединяет Европу и Азию: с Турции. В этом году нервничающая, но более сбалансированная в политическом плане Турция может начать военные действия на севере Сирии, одновременно пытаясь усилить свое присутствие и влияние в северном Ираке. Она будет не только бороться с «Исламским государством», но и сдерживать экспансию курдов, поднимая ставки в конфронтации со старыми соперниками Россией и Ираном.
России конфронтация с Турцией не нужна абсолютно, поскольку эта страна стоит на страже пролива между Черным и Средиземным морем, но избежать ее она не сможет. России в предстоящем году грозит затягивание военной операции в Сирии, где она усиливает свою группировку. Однако «Исламское государство» будет привлекать к себе внимание Москвы только отчасти. Россия постарается добиться от США компромисса, чтобы замедлить продвижение Запада на постсоветском пространстве. Соединенные Штаты с готовностью пойдут на переговоры по тактическим вопросам, однако не дадут в руки Москве те рычаги влияния, которые нужны ей, чтобы включить вопросы контртеррористического сотрудничества в более обширную дискуссию по стратегии. Вместо этого американская администрация будет укреплять и поддерживать европейских союзников, находящихся на линии фронта с Россией.
Какими бы ни были второстепенные мотивы участников военной кампании против «Исламского государства», активизация боевых действий наверняка приведет к разрушению основы этой воинственной группировки. Но в новом году зарождающийся халифат не будет уничтожен. Отсутствие надежных наземных сил будет препятствовать проведению кампании против «Исламского государства». Чем больше будет ослабевать обычный боевой потенциал ИГ, тем активнее эта группировка со своими филиалами станет осуществлять попытки проведения терактов за пределами Ближнего Востока, делая это для того, чтобы сохранить свою значимость. В свою очередь, это будет усиливать конкуренцию в рядах джихадистских сил, так как фракции «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове, в Магрибе, на западе и юге Африки постараются не отстать от «Исламского государства».
Джихадистская угроза будет усиливать исламофобию на Западе и ускорять дробление Европы. Пограничный контроль и требования о сохранении национальной идентичности ослабят европейский принцип свободного перемещения людей. Закрытие границ приведет к тому, что западные Балканы станут для мигрантов узким бутылочным горлышком, хотя там и без того полно этнических и религиозных противоречий. Но главной темой для Европы в 2016 году будет Франция и Германия, которые составляют фундамент Евросоюза. Обе страны будут готовиться к выборам 2017 года, и обе будут проявлять все больше национализма и евроскепсиса. Со временем Германия станет выступать более смело и прямолинейно, проявляя все меньше стремления к компромиссам в вопросах интеграции ЕС.
Продолжение мер валютного стимулирования и сохранение в предстоящем году низких нефтяных цен окажут смягчающее воздействие на трения в Европе на фоне неприятностей для мировых сырьевых рынков. Приход на рынок иранской нефти в первой половине года компенсирует снижение сланцевой добычи в США. Все изменения в объемах добычи в Саудовской Аравии наступят позднее, когда Эр-Рияд проанализирует ценовые последствия от возвращения Ирана, а также его воздействие на американские компании по добыче сланцевой нефти. Любые попытки Эр-Рияда координировать с Кувейтом и Объединенными Арабскими Эмиратами сокращение добычи начнутся только после того, как этот анализ будет завершен. Каким бы ни было воздействие Ирана, Саудовская Аравия будет готова и дальше накапливать долги и использовать собственные резервы, чтобы справиться с низкими нефтяными ценами.
Китай тоже не принесет облегчения в области цен на сырье. Рост потребления там ослабнет, поскольку Пекину становится все труднее проводить реформы в обстановке усиливающихся разногласий в рядах партийной элиты. Но хотя Пекину грозит внутрипартийный раскол с возникновением различных фракций, у него будет достаточно экономических сил, чтобы стимулировать страны Юго-Восточной Азии на создание противовеса растущему военному присутствию США в этом регионе.
Снижение цен на энергоресурсы и повышение процентных ставок в США, влияющее на валюты, предвещает в предстоящем году новые трудности многим странам Латинской Америки. Над бразильским президентом Дилмой Русеф нависла угроза импичмента, что будет отравлять инвестиционный климат в Бразилии в ближайшей перспективе. У Аргентины новый, настроенный на реформы президент, но поскольку он будет вести борьбу с высокой инфляцией и нехваткой иностранной валюты, любые его действия по уменьшению задолженности и укреплению протекционистских мер будут носить ограниченный характер. В Венесуэле близится конец чавизма. Оказавшаяся в осаде Единая социалистическая партия Венесуэлы со временем расколется, испытывая нарастающее политическое и экономическое давление, а в новом году ей грозит дефолт по иностранным долгам.
Определяющие события 2016 года будут усиливать тревогу и дурные предчувствия в мире, подводя нас к 2017 году, который может оказаться еще более неспокойным, так как назревающие сегодня конфликты станут проявляться все резче и активнее. Очень важно иметь в виду, что все эти тенденции взаимосвязаны. Американо-российское противостояние, всплеск национализма в Европе, новое усиление Турции и прочие геополитические течения будут сливаться в единое целое и усиливать друг друга. Будем следить за общей картиной в 2016 году, поскольку на 2017 год ситуация будет складываться еще более сложная.
Подробные прогнозы по регионам
Европа
Германия и Франция смещаются вправо
Для Германии и Франции это будет переходный год. Обеим странам в 2017 году предстоит провести выборы, и в политическом плане они движутся в сторону национализма и евроскепсиса. Франко-германские отношения, составляющие основу Европейского Союза, начнут ухудшаться, поскольку интересы Парижа и Берлина будут неизбежно расходиться. Германия выступит против предложений Франции об углублении континентальной интеграции (особенно среди стран еврозоны) и о повышении расходов по всему блоку. Берлину и Парижу будет все труднее находить общие позиции по мерам защиты Евросоюза
Канцлер Германии Ангела Меркель будет испытывать давление, поскольку в составе ее коалиции усилятся разногласия между консервативными и прогрессивными членами. Региональные выборы в марте месяце станут проверкой на популярность для Христианско-демократического союза Меркель. Если ее партия на этих выборах покажет слабые результаты, требования об отставке Меркель зазвучат все громче.
Благодаря давлению со стороны консерваторов, пограничный контроль будет по-прежнему осуществляться часто, а Берлин станет изыскивать способы для предотвращения наплыва людей в Германию. Консерваторы также заставят Берлин занять более жесткую позицию по отношению к Греции, особенно в связи с тем, что Афины в попытке не допустить общественных беспорядков будет медлить с осуществлением экономических реформ.
Проблемы в Греции сохранятся
В Греции правительство премьер-министра Алексиса Ципраса сталкивается с двумя основными проблемами: политическая неустойчивость и общественные волнения. В греческой экономике второй год подряд будет наблюдаться совершенно незначительный рост на фоне чрезвычайно высокой безработицы. Это вызовет постоянные протесты и частые конфликты общества и власти, что в свою очередь вынудит администрацию тормозить процесс реформ.
Нельзя исключать краха греческого правительства, потому что у Ципраса очень маленькое парламентское большинство. Но греческий истэблишмент всеми силами стремится избежать досрочных выборов, и даже если правительство падет, его сменит технократическое либо коалиционное правительство, которое все равно будет в состоянии утверждать законы.
В 2016 году главной угрозой для Греции останутся волнения в обществе, а не погашение долга. Повторение кризиса 2015 года кажется маловероятным, потому что в плане погашения задолженности график у Греции в 2016 году будет не очень напряженным. А это значит, что опасность греческого дефолта и выхода из еврозоны ниже, чем в 2015 году. Однако из-за упорства Германии и сопротивления Греции любые переговоры по оказанию помощи будут крайне напряженными, а дискуссии о возможном списании задолженности могут быть отложены до конца 2016 года. Мы не ждем выхода Греции из еврозоны в 2016 году, но ее проблемы отнюдь не решены. Нарастающее противодействие реформам, сначала в обществе, а затем и в политических кругах, создает условия для неизбежной конфронтации Греции со своими кредиторами.
Политическая неустойчивость на юге Европы
В Португалии хрупкая коалиция из левых партий будет стремиться сохранить свою власть, и досрочные выборы там вполне вероятны. После состоявшихся 20 декабря выборов Испания в первую неделю нового года будет пытаться сформировать работоспособное и устойчивое правительство. Соглашение в итоге будет достигнуто, но из-за нехватки у Испании опыта в вопросах работы коалиционных правительств процесс принятия решений будет медлительным и крайне обременительным.
Ни Португалия, ни Испания не вернутся в наступающем году в полосу финансовой стабильности, которая была определяющей чертой первых лет европейского кризиса. Основные политические партии в обеих странах поддерживают рыночные реформы и выступают за членство своих государств в еврозоне, а поэтому политические трения не вызовут драматических изменений в курсе Лиссабона и Мадрида. Кроме того, низкие нефтяные цены и интервенции Европейского центрального банка на рынках долговых обязательств должны предотвратить усиление кризиса на Пиренейском полуострове.
Однако в обеих странах могут быть приостановлены некоторые реформы, начатые предшественниками нынешних руководителей. В долгосрочной перспективе это воссоздаст условия, изначально приведшие к кризису. Из-за действий стран из европейского Средиземноморья деятельность Еврокомиссии будет становиться все менее эффективной.
В Италии правительство премьер-министра Маттео Ренци будет стремиться к поиску равновесия между реализацией экономических реформ и увеличением государственных расходов. Одной из главных задач для Рима станет проведение пенсионной системы с целью повышения ее эффективности. Во второй половине года в Италии также состоится референдум по конституционным реформам, утвержденным в 2015 году.
Ренци будет по-прежнему сталкиваться с сопротивлением в рядах собственной партии, но ему, по всей видимости, удастся провести свои реформы. Ключевым событием, которого следует ждать в 2016 году, станет эволюция правоцентристских сил Италии, поскольку консерваторы и евроскептики попытаются сформировать общий фронт для борьбы на следующих выборах (по срокам они должны состояться в 2018-м, но могут пройти раньше). Экономическая ситуация в Италии будет и дальше ухудшаться. Рим станет увеличивать расходы, но не сможет решить проблемы долга, создав тем самым проблемы для себя (и для Европы) на все ближайшее будущее. Но хотя в перспективе могут появиться весьма тревожные тенденции, скажем, понижение рейтингов международными рейтинговыми агентствами или усиление проблем в итальянском банковском секторе, системного кризиса в 2016 году ждать не стоит — в основном, потому что ЕЦБ проводит программу покупки облигаций.
Британский вопрос
Одним из главных вопросов в 2016 году станет британский референдум о членстве в Европейском Союзе. Голосования ждут в конце 2016-го или в начале 2017 года. Часть лондонских предложений по реформированию Евросоюза, скажем, о сокращении волокиты и повышении конкурентоспособности, не вызывает возражений, и по ним между странами-членами может быть достигнута договоренность. Соединенному Королевству могут также пообещать защиту для не входящих в еврозону стран от тех мер, которые негативно влияют на валютный союз, и у Лондона может даже появиться возможность отказаться от участия в концепции «дальнейшего сближения стран-членов союза». Стремление Британии сократить пособия для работающих иммигрантов вызовет гораздо больше проблем, и Лондону наверняка придется искать непростые компромиссы.
Предложения Лондона по реформированию ЕС приведут к возникновению различных альянсов по тем или иным вопросам. Некоторые страны, в том числе, Нидерланды и Польша, поддержат требование о предоставлении национальным парламентам права накладывать вето на законы Евросоюза. Другие страны, в основном из Северной Европы, поддержат требования об ограничении иммигрантам доступа к социальному обеспечению, но государства Центральной и Восточной Европы воспротивятся этому. Эти страны (особенно Польша, Венгрия и Румыния) будут отстаивать меры защиты не входящих в еврозону стран от принимаемых ею решений.
В результате британский премьер-министр Дэвид Кэмерон скорее всего пойдет на компромиссы, представив их у себя дома как собственную политическую победу. Хотя опросы общественного мнения показывают очень разные результаты касательно мнения британских граждан о членстве в ЕС, Лондон постарается сохранить Соединенное Королевство в составе этого блока. Если в 2016 году по этому вопросу состоится референдум, сторонники членства Британии в ЕС одержат верх.
Миграционный кризис грозит вновь воспламенить Балканы
Иммиграционный кризис сохранит свои циклические тенденции. В начале года из-за низких температур и плохой погоды наплыв беженцев в Европу может снизиться. По мере приближения лета он будет увеличиваться, но в 2016 году Европа станет уже совсем иначе относиться к беженцам. Усилится пограничный контроль, а страны, расположенные вдоль так называемых балканских маршрутов миграции, будут нетерпимее относиться к иммигрантам, пересекающим их границы. Шенгенское соглашение впервые с момента его заключения закончит год не так, как начнет его. Либо свободное перемещение людей будет несколько ограничено, либо число участников этого соглашения сократится
В результате искателям убежища станет труднее добираться до Северной Европы. Кому-то придется искать новые маршруты, а кто-то застрянет на западе Балкан. Вероятность насилия в регионе в связи с этим увеличится, поскольку некоторые люди против своей воли станут иммигрантами в странах, и без того страдающих от высокой безработицы, этнической напряженности и фракционной политики.
Восточный фронт
2016 год будет весьма напряженным для Польши и Румынии, которые являются самыми крупными странами на восточных рубежах ЕС. В Польше консервативное правительство будет подталкивать Евросоюз к проведению жесткой антироссийской политики, критикуя Германию за то, как она решает проблемы ЕС, включая вопросы иммиграции и отношения с Москвой. Берлин будет заявлять, что Минское мирное соглашение соблюдается не полностью, и станет давить на южноверопейские страны, поддерживающие более гибкие отношения с Россией, требуя от них продления санкций. В то же время, Берлин будет пытаться защищать свои энергетические связи с Москвой (например, отстаивая проект «Северный поток-2»), тем самым настраивая против себя восточных соседей Германии.
Польша будет требовать наращивания натовского присутствия в Центральной и Восточной Европе, одновременно пытаясь укреплять связи с Вышеградской четверкой (куда также входят Венгрия, Чехия и Словакия) и с Румынией. Дистанцируясь от Брюсселя, Польша будет сближаться с членами Вышеградской группы, а время от времени и с Британией. Варшава будет также предпринимать весьма неоднозначные меры у себя дома, например, снижать пенсионный возраст и вводить специальные налоги на банковский сектор и супермаркеты. Такая политика вызовет критику со стороны Европейского Союза и иностранных инвесторов.
В Румынии правительство технократов начнет весьма резво и успешно, но со временем выдохнется и сбавит обороты. Бухарест будет и дальше сохранять верность союзу с Соединенными Штатами, а также свое членство в НАТО и ЕС. Румыния также будет поддерживать усилия Молдавии на пути вступления в Евросоюз, сохраняя холодные отношения с Россией. Однако политическая поддержка правительству будет постепенно ослабевать, особенно в связи с тем, что поддерживающие технократическую администрацию партии начнут строить свои расчеты накануне намеченных на декабрь всеобщих выборов.
Страны вдоль восточной границы Евросоюза на всем протяжении 2016 года будут пытаться развивать региональное сотрудничество и наращивать взаимодействие с НАТО в этом районе. На саммите Североатлантического альянса, который состоится в июле в Варшаве, Польша и другие страны потребуют постоянного присутствия НАТО в Восточной Европе. Некоторые члены альянса, особенно Германия, выступят против этих замыслов, как и ряд центрально- и восточноевропейских стран, предпочитающих присутствие войск на ротационной основе и пытающихся поддерживать нормальные отношения с Москвой.
Бывший Советский союз
Масштабное противостояние продолжится
Последние два года противостояние между Россией и Западом является определяющей чертой международной системы. Stratfor полагает, что это противостояние в 2016 году сохранится, хотя уровень напряженности, конфликта и сотрудничества будет время от времени и от вопроса к вопросу меняться. Война на востоке Украины может превратиться в долговременный замороженный конфликт, но боевые действия станут менее интенсивными, чем в 2015 году, хотя периодические стычки между украинскими силами безопасности и пользующимися российской поддержкой сепаратистами будут продолжаться. Минский протокол будет по-прежнему служить основой для дипломатических переговоров. Но Россия и сепаратисты интерпретируют политические компоненты Минского соглашения не так, как это делает Украина и страны Запада, и данные разночтения в 2016 году будут препятствовать более широкому политическому и военному урегулированию
Более того, Соединенные Штаты и Европейский Союз в 2016 году почти наверняка сохранят санкции против России, если Москва не проявит готовность и желание отказаться от контроля границы между Россией и сепаратистскими территориями, и не пустит в Донбасс наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Однако Москва вряд ли пойдет на уступки по этим вопросам.
Тем временем, Россия и Запад будут и дальше проводить активные военные учения, наращивая группировки войск и арсеналы оружия на европейских рубежах. НАТО увеличит численность войск в Центральной и Восточной Европе, которые присутствуют там на ротационной основе, а Россия усилит авиационную и противовоздушную группировку в Белоруссии и Калининградской области. Прямого военного конфликта между российскими и натовскими войсками не будет, однако стороны станут наращивать потенциал сдерживания и устрашения, укрепляя свои военные альянсы.
Россия продолжит военные действия в Сирии, и это еще больше усложнит ее отношения с Турцией, Соединенными Штатами и Европой. Москва будет осуществлять координацию с этими странами, разрешая спорные вопросы на поле боя, особенно что касается сотрудничества в борьбе с «Исламским государством». Однако из-за поддержки, оказываемой Москвой правительству сирийского президента Башара аль-Асада, Россия будет периодически наносить удары по суннитским повстанцам, и ее военная операция может затянуться. Из-за действий в Сирии существенно ухудшатся отношения России с Турцией. Турция начнет сближаться со своими натовскими союзниками, и Москва будет проявлять осторожность в конфронтации с Анкарой. Две страны введут друг против друга торговые ограничения и отложат совместные энергетические проекты. Они будут также бороться за влияние на Кавказе, и особенно в Азербайджане, пытаясь воздействовать на переговорный процесс по Нагорному Карабаху.
Россия сосредоточится на безопасности и экономике
В 2016 году российская экономика останется важнейшим приоритетом для Москвы. Кремль принял меры защиты от негативного воздействия западных санкций, и среди прочего, начал искать инвестиции у своих соседей на востоке. Он использует российские банки для финансирования или переноса крупных проектов, требующих либо иностранных инвестиций, либо технологий, оказавшихся под экспортным запретом в условиях санкционного режима. Еще один год санкций Россия видимо выдержит, но после 2016 года они начнут угрожать финансовой стабильности страны и будут мешать ей поддерживать добычу энергоресурсов на нынешнем уровне. Поэтому Москва по необходимости будет проявлять больше уступчивости в реализации своих энергетических контрактов с Западом, одновременно стремясь к наращиванию энергетических связей с Востоком. В качестве приоритета она будет рассматривать региональные интеграционные проекты по строительству трубопроводов, такие как Восточная газовая программа и нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан».
Экономический рост в России будет близок к нулю. Российское Министерство экономического развития дает прогноз роста на 2016 год в 0,7%. Отправивший Россию в рецессию экономический спад замедлится. Также замедлится отток капитала и спад в промышленном производстве. В 2016 году крупным российским промышленным компаниям предстоят незначительные выплаты по внешним долгам (16 миллиардов долларов, в то время как в 2015 году эта сумма составила 30 миллиардов). Этим компаниям будет проще получать необходимую финансовую помощь от государства и от крупных российских банков на реструктуризацию своих долгов. Курс рубля продолжит колебания; российский Центробанк намерен лишь периодически осуществлять интервенции для поддержания своей валюты. Такая неустойчивость поможет российским промышленным и энергетическим компаниям, поскольку экспортную выручку они получают в долларах. Но экономическая нагрузка на российский народ усилится, хотя он уже страдает от высокой инфляции и повышения уровня бедности. Слабый рубль усугубит социально-экономические проблемы России. Из-за снижения курса рубля у россиян будет меньше возможностей путешествовать по миру. Но это не главное. Вырастут цены импортных товаров, не включенных в расчеты индекса потребительских цен. В этих обстоятельствах может усилиться социальная напряженность среди категорий граждан с самыми разными уровнями доходов, включая тех, у кого доходы средние и высокие.
Нарастание экономических проблем вызовет протесты по всей России. Кремль не будет препятствовать небольшим протестам, связанным с ухудшением экономического положения, но постарается сорвать любые крупные и хорошо организованные протестные выступления против власти. Более того, усиление антиисламской риторики со стороны властей может привести к росту ультранационалистических беспорядков, кульминацией которых станут протесты и нападения на иммигрантские общины, аналогичные тем, что имели место в 2013 году. Федеральная служба безопасности постарается воспользоваться угрозами со стороны «Исламского государства» и прочих вооруженных исламистских группировок для расширения своих полномочий и активизации деятельности на территории России и за ее пределами. Кроме того, в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться в сентябре, Кремль наверняка закрутит гайки оппозиционным организациям и их лидерам в попытке не дать им сформировать широкое предвыборное движение.
В 2016 году усилится междоусобная борьба внутри кремлевской элиты. Начнутся споры о будущем российской энергетической политики с участием политических лоббистов крупных энергетических фирм, министров финансов, экономики, энергетики и даже спецслужб. Пунктами разногласий станет финансовая поддержка крупных энергетических фирм и проектов, вопрос о приватизации Роснефти и о лишении Газпрома монополии на газопроводную систему. Между различными ведомствами безопасности и армией возникнут противоречия в вопросе о том, кто должен руководить действиями на востоке Украины, в Сирии и других горячих точках. Между службами безопасности и военными группировками начнутся дебаты о балансе власти, влияния и о финансовых ресурсах. Возможности российского президента Владимира Путина управлять этими спорами идут на убыль, а поэтому ему придется в большей степени полагаться на самых преданных людей, которые далеки от главных точек разногласий.
Внутренние беды Украины
Продолжающийся конфликт на востоке Украины будет лишь одной из многих серьезных проблем, с которыми в следующем году столкнется Киев. Крайне правые и националистические группировки страны будут и дальше ослаблять украинское правительство, препятствуя Киеву наполнять практическим содержанием свои политические уступки сепаратистам. Это, в свою очередь, создает гарантию того, что Донецк и Луганск останутся вне зоны политического контроля Киева, хотя по необходимости стороны в предстоящем году могут частично восстановить нарушенные экономические связи.
Непопулярность болезненных мер строгой экономии и медленные темпы реформ в правовой и судебной системе могут привести в 2016 году к существенной перетряске власти в Киеве. Среди прочего, своего места может лишиться подвергающийся жесткой критике украинский премьер-министр Арсений Яценюк. Однако украинский президент Петр Порошенко наверняка сохранит прозападный курс Киева. Финансовая поддержка со стороны Запада и военная помощь НАТО и США крайне важны для выживания украинского правительства.
После десятипроцентного сокращения в 2015 году украинская экономика в 2016-м начнет медленно восстанавливаться, хотя высокая инфляция и безработица будут по-прежнему вызывать протесты и периодические волнения. Экономические связи Киева с Москвой скорее всего ослабнут, поскольку они продолжают свои споры о погашении долгов, о поставках энергоресурсов и электричества, а также о реализации Украиной торгового соглашения с Евросоюзом, которое вступает в силу 1 января. Торговля сырьем, энергоресурсами и сельскохозяйственной продукцией между Украиной и Россией пойдет на спад, потому что Киев постепенно переориентирует свою экономику, а его стратегические интересы все больше отдаляются от России в западном направлении.
Проблемы политики и безопасности на постсоветском пространстве
Украинский кризис в 2016 году будет отражаться на всем постсоветском пространстве. Белоруссия будет постепенно укреплять свои экономические связи с Западом, сохраняя при этом военный и стратегический альянс с Россией. Белорусский президент Александр Лукашенко постарается не допустить открытия российской авиабазы в своей стране, дабы избежать роста напряженности между Минском и Западом, но его позиция может измениться, если НАТО станет наращивать свое военное присутствие в соседней Польше и прибалтийских государствах.
В Молдавии из-за коррупционного скандала в проевропейском правительстве усилится поддержка пророссийских партий, однако из-за паралича политической системы страны Кишинев останется в тупике по вопросу стратегической интеграции, не зная, с кем ему быть — с Россией или с Западом. Прибалтийские страны пойдут дальше в сфере диверсификации своей энергетики, отказываясь от российских поставок, поскольку между Прибалтикой и Польшей развиваются инфраструктурные и энергетические связи. Эти страны будут продолжать усилия в сфере региональной интеграции по вопросам безопасности, добиваясь все новых успехов. Однако постоянного военного присутствия НАТО или США в Прибалтике в 2016 году не будет.
Грузия получит от Запада больше поддержки в военной области в плане учений и функционирования в этой стране нового учебного центра НАТО. Однако вопрос о вступлении в Североатлантический альянс рассматриваться не будет. Грузия станет развивать экономические связи с Россией в сфере энергетики и торговли, хотя в стратегических вопросах Тбилиси будет как и раньше ориентироваться на Запад.
В 2016 году могут произойти существенные изменения в давнем замороженном конфликте между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия пытается настоять на договоренности, предусматривающей передачу территорий Азербайджану в обмен на гарантии безопасности и экономические льготы для Армении. Действия России на Южном Кавказе привлекут к себе внимание со стороны Турции и США, поскольку эти страны пытаются создать противовес российскому влиянию. Если переговоры по Нагорному Карабаху потерпят неудачу, можно ожидать усиления боевых действий. Но при этом дипломатический возврат к существующему положению вещей при посредничестве России более вероятен, чем полномасштабный военный конфликт из-за этой спорной территории.
Из-за целого ряда проблем, включая экономические трудности, возвращение трудовых мигрантов из России и угрозу усиления воинствующего исламизма, в Центральной Азии в 2016 году возможно усиление нестабильности. Экономическая уязвимость вынудит некоторые страны, такие как Казахстан и Узбекистан, добиваться получения крупных иностранных инвестиций за счет плановых программ приватизации. Они вызовут определенный интерес и привлекут небольшие финансовые средства; однако ни в Казахстане, ни в Узбекистане не было реформ регулирующей базы, которые могли бы придать иностранным инвесторам уверенности и привлечь их в эти страны.
Из-за географической близости к северному Афганистану Узбекистан, Туркмения и Таджикистан подвергнутся серьезным рискам в плане безопасности, хотя власти этих стран заинтересованы в раздувании угрозы воинствующего исламизма, так как это дает им основания для подавления сил внутренней оппозиции. У России и США также появится стимул для подчеркивания этой угрозы, поскольку они реализуют в Центральной Азии конкурирующие между собой инициативы по обеспечению безопасности границ. В Каспийском море будет развиваться военное сотрудничество между Азербайджаном и Казахстаном, включая проведение совместных учений, а Запад продолжит усилия по реализации альтернативных энергетических проектов, таких как Транскаспийский трубопровод. На саммите прикаспийских государств в Астане в августе месяце Россия может выступить за делимитацию морского дна, хотя начала крупных энергетических проектов в 2016 году ждать не приходится.
Ближний Восток и Северная Африка
Все взгляды устремлены на Турцию
Турция будет самым важным действующим лицом, за которым надо пристально наблюдать. Stratfor давно уже пишет о тех силах, которые стоят за региональным возрождением Турции, и о препятствиях на этом пути. Хотя Анкара сталкивается с серьезными преградами, правительство под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана находится в большей политической безопасности, и поэтому в предстоящем году будет более настойчиво действовать за пределами турецких границ.
Турция уже готовится к проведению операции к западу от Евфрата в северной части Сирии, чтобы отогнать боевиков из «Исламского государства» от своих границ. Противодействуя «Исламскому государству», Анкара хочет одновременно сдержать курдскую экспансию на севере Сирии и в конечном итоге создать зону безопасности для сирийских беженцев внутри Сирии. Турция не заинтересована в приеме новых беженцев лишь ради того, чтобы снизить обеспокоенность европейцев по поводу наплыва мигрантов, но Анкара намерена воспользоваться этой обеспокоенностью, чтобы укрепить свои позиции в Европе и добиться от нее поддержки своих военных действий в Сирии. Соединенные Штаты могут поддержать мощную авиационную кампанию Турции на севере Сирии, одновременно организовав второе наступление, главным образом, силами курдских повстанцев к востоку от Евфрата. Турция будет подчеркивать свое намерение делать главную ставку на суннитов-туркоманов и на своих ставленников из числа арабских повстанцев, которые будут освобождать и удерживать захваченные «Исламским государством» территории. Но у Анкары также будет план действий в чрезвычайных обстоятельствах на тот случай, если ей придется задействовать сухопутные войска. Более того, Турция и Соединенные Штаты будут работать с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром, а возможно и с другими арабскими странами, такими как Египет и Иордания, в попытке сколотить коалицию для борьбы с «Исламским государством» в Сирии. Это придаст ей новые силы для выполнения данной задачи, а также поможет Анкаре избежать давнего недовольства, неотвратимого в тех случаях, когда турецкие войска возвращаются на арабские земли.
Россия будет самым серьезным осложняющим фактором в турецких планах. У России в Сирии несколько целей, и Москва не отступит от партнерства с сирийским президентом Башаром аль-Асадом в своих попытках ослабить «Исламское государство». Такое партнерство означает, что России придется бороться с пытающимися ослабить правительство Сирии силами, куда входят различные повстанческие группировки, на которые в своей борьбе против «Исламского государства» делают ставку Соединенные Штаты, Турция, Саудовская Аравия, Иордания и Катар. Поскольку Россия выбрала двойную цель, воюя с боевиками из «Исламского государства» и с сирийскими повстанцами, это осложнит формирование прочной коалиции против «Исламского государства» и усилит раскол между Анкарой и Москвой.
Россия постарается сорвать турецкие военные планы, наращивая свое присутствие в Сирии. В основном это будет означать дальнейшее применение авиации на севере Сирии. Турция может и не отступить перед лицом такого напора. Возможны переговоры о разрешении конфликтных ситуаций в зоне боевых действий, но они вряд ли смогут полностью устранить вероятность мелких стычек. Поскольку российско-турецкие отношения заметно ухудшились, Москва вряд ли захочет подталкивать Анкару слишком далеко. Чем больше будет у Турции общих позиций с партнерами по НАТО, тем уязвимее будет Россия на постсоветском пространстве.
Ухудшение отношений между Турцией и Россией даст США и их партнерам из Центральной и Восточной Европы возможность вовлечь Анкару в более тесный альянс. Ни Россия, ни Турция не могут допустить полного разрыва отношений, но торговые связи явно пострадают, а стратегические энергетические проекты могут столкнуться с новыми задержками. В такой обстановке у Турции возникнет крайняя необходимость осуществлять энергетические проекты в Азербайджане и в курдских районах Ирака. Она также будет вынуждена добиваться большего прогресса в переговорах о воссоединении Кипра, дабы каким-то образом внедриться в энергетические проекты на востоке Средиземноморья.
Поле боя в Сирии поделено между ошеломляющим количеством соперников и группировок с особыми интересами. Это почти стопроцентная гарантия того, что любые попытки добиться прекращения огня или заключить окончательное соглашение о разделе полномочий будут ограниченными и не очень успешными. Иностранные игроки сегодня хотят усилить военную помощь своим ставленникам. Это создаст некое подобие баланса на поле боя, но еще больше подорвет стремление сторон к компромиссам в интересах продвижения переговоров.
Поскольку Турция действует на Ближнем Востоке все более напористо, ее соперничество с Ираном в Сирии и Ираке будет усиливаться. Укрепляя вместе с русскими правительство Асада, Иран будет использовать разногласия в курдских районах Ирака, противодействуя турецким попыткам развивать экономические и энергетические связи на севере Ирака в ущерб Багдаду. Россия также может восстановить свои связи с курдскими боевиками в качестве рычага воздействия на Анкару. Турция введет ограниченный воинский контингент на север Ирака, чтобы обучать суннитских боевиков. И хотя Анкара пытается выстраивать отношения с Демократической партией Курдистана во главе с Масудом Барзани (Massoud Barzani) в интересах расширения своего плацдарма в курдских регионах Ирака, ее отношения с региональным правительством Курдистана неизбежно наткнутся на осложнения, поскольку Турция продолжает преследовать курдских повстанцев, которые укрываются в Ираке.
Упорство «Исламского государства»
В этом году ключевая основа «Исламского государства» в Сирии и Ираке понесет значительные потери, хотя тотальное поражение амбициозному халифату не грозит. Ослабление «Исламского государства» как традиционной военной силы на его основной территории заставит его руководство чаще прибегать к проведению террористических операций на Западе и на Ближнем Востоке. Как показали нападения в Париже, подпольные ячейки ИГ, которые сложно вычислить, будут и дальше создавать серьезную угрозу. Соперничество в мире глобального джихадизма также станет мотиватором терактов, особенно в Магрибе, на Аравийском полуострове и в Западной Африке, где наиболее сильны центры «Аль-Каиды».
Иран возвращается на нефтяные рынки
Для ведущих нефтедобывающих стран Ближнего Востока начинается очередной трудный год низких нефтяных цен и дорогостоящих внешнеполитических обязательств. Благодаря заключению иранской ядерной сделки в начале года на нефтяном рынке дополнительно появится как минимум 500 тысяч баррелей в день, после чего в течение нескольких месяцев увеличение добычи пойдет более медленными темпами.
Иранский президент Хасан Рухани воспользуется успехом ядерной сделки, чтобы поддержать умеренных на февральских выборах в парламент и в Совет экспертов, который отвечает за назначение и за контроль деятельности высшего руководителя аятоллы Али Хаменеи. Но должно пройти какое-то время, чтобы иранцы увидели позитивные экономические последствия от этой сделки. Следует ожидать, что Хаменеи воспользуется своим неформальным влиянием на парламент и Совет стражей конституции, который утверждает кандидатов на выборах, чтобы создать противовес умеренным. Это приведет к усилению конкуренции в консервативной политике Ирана. Таким образом, правительство Рухани ждут новые вызовы, поскольку с приходом в Иран иностранных инвесторов ему придется ограничивать политическое и экономическое влияние Корпуса стражей исламской революции.
Из-за прихода на мировой рынок иранской нефти Саудовская Аравия в первой половине 2016 года вряд ли существенно сократит добычу, чтобы поддержать цены. Когда Эр-Рияд сумеет оценить ценовые последствия от возвращения Ирана, а также принять во внимание спад добычи в США, он во второй половине года может скорректировать объемы добываемой нефти. Но саудовцам не удастся добиться устойчивого снижения добычи от других производителей из состава ОПЕК и за ее пределами. Благодаря незначительной численности населения Объединенным Арабским Эмиратам и Кувейту будет проще пережить очередной год низких цен на нефть. Саудовской Аравии, между тем, придется финансировать растущий дефицит бюджета посредством выпуска облигаций и небольших и постепенных сокращений расходов.
Следующая фаза йеменского конфликта
Ведомая саудовцами коалиция будет продолжать свое наступление в Йемене против боевых отрядов хуситов и сил, преданных бывшему йеменскому президенту Али Абдалле Салеху (Ali Abdullah Saleh), приближаясь к разрешению текущей фазы кризиса. Примет ли это разрешение форму военного наступления на Сану, или оно будет в виде переговорного урегулирования — это зависит от решимости сторон продолжать борьбу. Если коалиция во главе с саудовцами и йеменские противники хуситов начнут продвижение в центральной горной части Йемена, их наступление будет медленным, сопровождаясь значительными потерями живой силы и техники. По мере увеличения потерь усилятся трения между членами коалиции, такими как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Главным камнем преткновения станет вопрос о том, какие йеменские партии поддерживать. По мере продвижения Йемена к урегулированию конфликта негосударственные актеры будут представлять все большую угрозу, в то время как йеменский аппарат безопасности ослаблен и отвлечен на решение других задач. Усиление самостоятельности Южного движения приведет к новым призывам создать независимый Южный Йемен, и страна пойдет по пути постепенного раскола на север и юг.
Усиление проблем безопасности в Израиле
Борьба в Сирии приобретает все более сложный характер, и в этих условиях израильское правительство будет стараться поддерживать отношения с максимально возможным количеством действующих на поле боя сил, чтобы быть в готовности к худшим сценариям. Следует ожидать, что Израиль будет поддерживать тесные контакты с США и Россией, чтобы следить за военной обстановкой. Эта страна сохранит за собой право наносить воздушные удары по объектам «Хезболлы» и «Исламского государства» возле своих границ. Усиление роли Турции в регионе вынудит Израиль улучшать отношения с Анкарой.
Израильско-палестинский конфликт будет характеризоваться настойчивыми, но мелкомасштабными атаками палестинских радикалов на Западном берегу и в Израиле, в ответ на которые израильские силы безопасности будут наносить удары возмездия и проводить спецоперации. ХАМАС на своей базе в секторе Газа постарается избежать новой прямой конфронтации с Израилем; однако израильская политика наказания ХАМАС за поддержку атак, а также попытки зарождающегося «Исламского государства в Газе» втянут ХАМАС в конфликт и приведут к расширению израильской интервенции на палестинских территориях. «Хезболла» будет приветствовать эти отвлекающие Израиль факторы, стараясь поддерживать баланс между своими обязательствами в Сирии и защитой собственной территории от сил суннитских повстанцев, которые пытаются ослабить роль «Хезболлы» в сирийской войне. Формирующийся саудовско-иранский консенсус по кандидатуре ливанского президента также поможет предотвратить перетекание сирийского конфликта на территорию Ливана.
Каир: будет трудно, но он справится
В новом году не возникнет серьезных вызовов власти египетского президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Воспользовавшись таким преимуществом как снижение нефтяных цен, правительство будет осторожно проводить реформы в сфере субсидий, пытаясь укрепить свое финансовое положение и получить помощь от Международного валютного фонда. Оппозиция по-прежнему будет расколота, что позволит властям вполне успешно справляться со вспышками недовольства в обществе. Устойчивая угроза джихадистов с центром на Синайском полуострове, чьи отряды имеют возможность наносить удары в основных городах страны, вызовет серьезное повышение военных расходов и еще больше ослабит туристический сектор. Россия сумеет воспользоваться джихадистской угрозой для углубления сотрудничества с Каиром в сфере безопасности, хотя египетское правительство будет стараться поддерживать осторожный баланс между своими спонсорами из Персидского залива, США и Россией. Морские газовые месторождения Египта в восточном Средиземноморье подстегнут энергетическое сотрудничество между Египтом, Кипром и Израилем.
Северная Африка борется с нестабильностью
Алжир столкнется с серьезной финансовой нагрузкой, пытаясь справиться с последствиями от падения нефтяных цен. Сокращения расходов и выборочное увеличение налогов неизбежны, хотя правительству удастся уклониться от проведения серьезных реформ с отказом от субсидий во избежание значительных волнений в обществе. Можно ожидать медленного и неравномерного продвижения по другим реформам, которые нацелены на улучшение инвестиционного климата в энергетической отрасли и на наращивание добычи энергоресурсов с целью укрепления государственной казны. Несмотря на шаткое экономическое положение, правительство Алжира не пожертвует своими расходами на оборону и безопасность.
Подготовка к постепенным политическим преобразованиям в Алжире будет вестись устойчиво и размеренно. Это предусматривает некоторое продвижение к конституционным реформам, призванным перераспределить полномочия между президентом и премьер-министром. Алжир будет подталкивать соперничающие ливийские фракции к переговорам и проводить их в попытке устранить нестабильность на своих восточных границах, избегая при этом прямых военных действий за своими пределами.
Проводимые между соперничающими лагерями при посредничестве ООН переговоры в Триполи и Тобруке о формировании ливийского правительства национального единства затянутся из-за труднопреодолимых споров между враждующими сторонами. Добыча и экспорт ливийской нефти будут колебаться, но весь 2016 год их объем будет меньше обычного. Международные нефтяные компании по-прежнему будут отдавать предпочтение базирующимся в Триполи институтам, игнорируя параллельные институты в Тобруке. Это вынудит получившее международное признание правительство в Тобруке идти на компромиссы с соперниками. Но достичь прочного соглашения о разделении власти будет чрезвычайно сложно. А поскольку фракции сторонников жесткой линии будут неизбежно оттесняться на политическую обочину, это усилит существующие проблемы безопасности.
Усиление позиций «Исламского государства» в Ливии, особенно с учетом его склонности проводить теракты за рубежом, приведет к более активному иностранному вмешательству в стране. Но такое вмешательство будет ограничиваться главным образом авиаударами и действиями сил специального назначения, а также сотрудничеством с местными игроками по подрыву позиций ИГ. «Исламское государство в Ливии» сосредоточится на укреплении своей власти в Сирте, но будет стремиться к расширению влияния в западном направлении от Абу-Грейна к Мисрате и в восточном от Нофалии к Адждабии. Поскольку «Исламское государство» становится в Ливии влиятельным и сильным игроком, боевики из Мисраты будут активнее действовать против группировки.
Восточная Азия
Сопротивление в Пекине
Процесс реформирования в Китае достиг рискованной фазы. Столь необходимый переход к экономике внутреннего потребления идет медленно и не без проблем. Уже возникают разногласия между китайскими регионами: сфера услуг способствует развитию южных и прибрежных провинций, а ослабевшие отрасли жилищного строительства и тяжелой промышленности тянут на дно северные и внутренние области. В повестке 2016 года будут реформы государственных предприятий с особым вниманием к консолидации чрезмерно раздутых секторов и с усилением надзора за активами. Это может привести к тому, что частные нефтеперерабатывающие заводы будут получать дополнительные лицензии на импорт нефти, а государственные нефтяные компании Китая станут создавать дочерние предприятия, передавая им функции по эксплуатации трубопроводов.
Правительство и лидеры отраслей будут настаивать на слияниях и объединениях, а Пекин введет ограничения на производство металлов. Это указывает на то, что рост потребления энергоресурсов в 2016 году будет замедленным. Увеличение корпоративной задолженности, усугубляемое замедлением экономического роста, подвергнет новым опасностям процесс реформ. Но это не означает, что Пекин будет специально замедлять или отменять реформы, поскольку такие решения тоже чреваты опасностями. Тем не менее, китайское руководство видит впереди непростой для себя год, поскольку ему придется как-то урегулировать экономические и социальные последствия перемен в экономике. В новом году возможно дальнейшее, хотя и осторожное ослабление валютного контроля в целях интернационализации юаня, а также внутренние финансовые реформы, направленные на увеличение налоговых доходов местных властей.
Политическое руководство Китая в первую очередь будет стремиться к минимизации социальных и экономических потрясений, продвигая вперед планы реформ. Как и предыдущие годы, сопротивление переменам будет проявляться в бюрократической инерции и в политическом маневрировании. Поскольку председатель Си Цзиньпин будет укреплять свои политические позиции и усиливать антикоррупционную кампанию в преддверии партийного съезда, который состоится в 2017 году, представители китайской элиты начнут сбиваться в небольшие фракции, защищаясь от консолидированного центра. Борьба за должности в преддверии 2017 года усилит эту тенденцию, что станет новым признаком отхода от системы консенсусного управления, которая существует со времен Дэн Сяопина. Эта трансформация усилит неопределенность в Китае в предстоящие годы.
Пекин также запускает в действие серию долгожданных и весьма амбициозных военных реформ. Они вызовут существенные изменения в организационно-штатной структуре Народно-освободительной армии Китая, и в конечном итоге приблизят ее к моделям западных вооруженных сил. Это повлечет за собой значительные сокращения личного состава, реорганизацию военных округов, а также отставку большого количества штабных офицеров. Пекин будет осуществлять эти перемены очень осторожно, сочетая их с экономическими стимулами для демобилизованных и лишившихся высоких должностей военнослужащих. Пекин также уменьшит роль политкомиссаров, по крайней мере, в низовом звене, чтобы придать больше гибкости боевым действиям, в частности, на тактическом уровне.
Эквилибристика Юго-Восточной Азии
В Юго-Восточной Азии ожидаемое повышение процентных ставок в США усилит нагрузку на некоторые экономики региона, в частности, на малазийскую и индонезийскую, которые очень сильно зависят от зарубежных кредитов. Однако замедление темпов экономического развития в Китае останется главной причиной экономических трудностей в Юго-Восточной Азии, хотя пострадавшим от этого странам все равно придется искать баланс между своей экономической зависимостью от Пекина и растущей военной зависимостью от США. Несмотря на замедление экономического роста, Пекин будет использовать свое влияние, предлагая странам Юго-Восточной Азии стимулы к сотрудничеству, а также предостерегая их об экономических и военных последствиях в случае отказа.
Попытки заключить и реализовать региональные торгово-экономические соглашения в Азии в 2016 году будут ускорены. Договор о Транстихоокеанском партнерстве будет представлен на ратификацию в ряде стран этого региона, а остальные будут просить включить их во вторую очередь на вступление. Активизируются переговоры по Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству, а Китай, Южная Корея и Япония примут меры к заключению трехстороннего соглашения о свободной торговле. Члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) начнут реализацию концепции нового экономического сообщества своего объединения. Ни одно из этих событий не повлияет радикально на экономическую ситуацию в Азии в 2016 году, но они создадут новые вызовы и новые возможности для бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Эти соглашения наткнутся на сопротивление со стороны тех сил, которые пытаются отстоять свои частные интересы в меняющихся условиях. Это вызовет задержки с ратификацией и выполнением новых соглашений. Время от времени такое сопротивление будет порождать короткие, но острые политические разногласия, особенно в таких странах как Япония, Малайзия, Индонезия и Южная Корея, которые уже испытывают нарастающее экономическое и внутриполитическое давление.
Стремление к экономическому сотрудничеству может порой ослаблять региональное соперничество в вопросах безопасности. Но оно не сможет в полной мере устранить политические и территориальные споры. В центре внимания по-прежнему будет находиться Южно-Китайское море. Китай будет и дальше предъявлять претензии на спорные территории, а Соединенные Штаты продолжат морское патрулирование вокруг оккупированных китайцами мелких островов, обеспечивая свободу судоходства, и станут расширять военное сотрудничество с некоторыми прибрежными государствами. Напряженность на море может снова вызвать вспышку, поскольку находящаяся в Голландии Постоянная палата третейского суда начинает устанавливать обстоятельства по иску Филиппин в деле о правопритязаниях КНР в Южно-Китайском море. Хотя решение суда не урегулирует проблемы суверенитета, а Китай не участвует в этом процессе, судебное постановление еще больше запутает морские споры и вопрос о том, могут ли спорные острова служить юридическим основанием для определения размеров территории. Соединенные Штаты выделяют средства на 2016 год для расширения боевой подготовки и продаж оружия в Юго-Восточной Азии (и на Тайване), и будут расширять военное сотрудничество с Японией и Австралией.
В Японии продолжатся дебаты о том, готова ли она в политическом и военном плане присоединиться к патрулированию в Южно-Китайском море. Однако решения по этому вопросу можно ждать не раньше второй половины года, когда пройдут выборы в верхнюю палату. И даже тогда Токио, скорее всего, ограничит свое прямое участие воздушной разведкой, отказавшись от задействования надводных кораблей. Соединенные Штаты будут подталкивать Австралию к более активным действиям в Южно-Китайском море. Но Канберра, как и Токио, постарается тщательно взвешивать издержки и выгоды от таких действий, поскольку между Австралией и Китаем существуют тесные экономические связи.
Несмотря на продолжающиеся действия США в Южно-Китайском море и на ожидаемые поставки американского оружия на Тайвань, Китай вряд ли пойдет на существенное ослабление двусторонних военных связей с Вашингтоном и на отказ от его приглашения к участию в учениях стран Азиатско-Тихоокеанского региона RIMPAC, которые являются крупнейшими в мире многосторонними военно-морскими маневрами. Тем временем, чтобы повлиять на региональные взгляды и представления, и усилить давление на существующий альянс между США, Японией и Южной Кореей, Пекин в 2016 году может согласиться на уступки на переговорах об установлении морской границы с Южной Кореей.
Роль Японии
В 2016 году японская программа «абэномики» столкнется с нарастающей критикой со стороны разочарованного общества. Правительство постарается как-то по-новому представить рамки успеха этой программы, сместив фокус внимания с монетарных «стрел», которые являются одним из трех ключевых аспектов этой стратегии, в сторону структурных реформ и достигнутых успехов. Перспективные планы, такие как увеличение с 2017 года налога на продажу, могут быть отодвинуты еще дальше, поскольку экономика находится на грани рецессии. Если программа абэномики официально будет свернута, доходность государственных облигаций вряд ли упадет до катастрофического уровня, как предсказывают некоторые. Скорее, Япония вернется на тот путь, которым она следовала до прихода к власти премьер-министра Синдзо Абэ — увеличивая государственные расходы, наращивая долг и откладывая решение проблем на будущее.
Экономические, политические и военные отношения Японии со странами Юго-Восточной Азии в 2016 году будут расширяться, несмотря на внутренние экономические проблемы. Хотя экономике Японии грозят трудности, а абэномика далека от достижения своих главных целей, у Токио в запасе есть немало финансовых стимулов, которые он может предложить Юго-Восточной Азии. И Япония будет более активно заключать инфраструктурные контракты по всему региону, зачастую соперничая в этом вопросе с Китаем. Юго-Восточная Азия будет пожинать плоды от усиливающейся конкуренции между двумя державами, потому что каждая из них стремится расширять региональное экономическое сотрудничество, предоставлять займы, развивать инфраструктуру и вкладывать инвестиции в страны региона.
Примечательные выборы в регионе
Хотя Stratfor не занимается прогнозами по выборам, а государства находятся в тисках геополитических реалий, которые ограничивают их возможности радикально изменить политический курс, в 2016 году в некоторых странах состоятся важные выборы, за которыми стоит последить.
В январе граждане Тайваня будут выбирать новый парламент и президента, и согласно большинству опросов, оппозиционная Демократическая прогрессивная партия возьмет верх над правящим Гоминьданом. Китай будет с особым вниманием следить за этими выборами. Демократическая прогрессивная партия традиционно считается сторонницей независимости, но в своей нынешней предвыборной программе она утверждает, что хочет поддерживать существующие отношения между Тайванем и Китаем. Мы не рассчитываем на какие-то радикальные перемены в первые шесть месяцев работы нового правительства, однако возможностей для политических просчетов будет множество.
Китай будет столь же внимательно следить за майскими выборами на Филиппинах — в стране, оказавшейся в самом центре спора из-за Южно-Китайского моря. Перед выборами Китай может нарочито продемонстрировать свою готовность к сотрудничеству по морским проблемам и в экономике, надеясь на то, что к власти в Маниле придет правительство, более склонное к примирению.
В Малайзии оказавшееся в трудном положении правительство премьер-министра Наджиба Разака может принять решение о проведении выборов в 2016 году. Правящая Объединенная малайская национальная организация и Национальный фронт будут обхаживать этническое большинство, что может еще больше усилить напряженность в и без того неустойчивых отношениях с малазийскими китайцами, которые являются критической составляющей бизнес-сообщества Малайзии.
В Южной Корее усиливающееся недовольство рабочих в преддверии апрельских парламентских выборов будет периодически приводить к народным демонстрациям и даже к активным протестам с применением силы.
Съезд Трудовой партии Кореи в Пхеньяне национальными выборами назвать нельзя, но он ознаменует собой усиление власти Ким Чен Ына и может привести к еще более частым перестановкам в руководстве, которые стали характерной чертой последних двух лет. Нельзя также исключать проведение новых ракетно-ядерных испытаний, в основе которых лежат в большей степени политические, нежели технические потребности.
И наконец, в Мьянме военные будут бороться за сохранение своих позиций в новом правительстве, что создаст новую неопределенность в вопросе передачи власти Национальной лиге за демократию.
----------------------ПРОДОЛЖЕНИЕ следует-----------------
Оригинал публикации: Annual Forecast 2016
Опубликовано 28/12/2015 13:48
http://inosmi.ru/politic/20160112/235012048.html
Отредактировано Konstantinys2 (Ср, 24 Янв 2018 18:33:13)