Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ТЕХНИКА и ТЕХНОЛОГИИ » НОВОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ.


НОВОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

"yurasumy"
14.01.2016, 15:45

Новая сила России - энергетическое машиностроение

Инновации, новые технологии, высокотехнологическое производство, технологическая безопасность государства - эти слова мы часто слышим, читаем в СМИ. Но для 90% населения страны это хоть и красивые, но пустые слова ни о чем. Нет, мы конечно знаем, что это хорошо, когда наша страна будет обладать такими производствами в будущем. А пока нам только и остается, что мечтать и критиковать правительство, которое выбрало неправильный, сырьевой путь развития страны.

А между тем это стереотип. Стереотип от непонимания того, как вообще работает современное производство, от чего зависит и как происходит выстраивание новых, технологичных кластеров промышленности любой страны.

Данная статья является первой из обещанного цикла статей, посвященных новым российским инновационным прорывам, высоким технологиям и новой индустриализации. И начать следует с отрасли, на которой основано любое производство XX-XXI вв. - c энергетики.

Не устану повторять, что электроэнергетика — это основа любого современного производства. Страна, которая смогла выстроить у себя замкнутый цикл производства электростанций с низкой себестоимостью производства электроэнергии, обладает огромным преимуществом перед конкурентами.

Во-первых, это автоматически улучшает инвестиционную привлекательность. Электроэнергия во многих производствах является значительной составляющей себестоимости конечной продукции.

Самым наглядным примером здесь служит производство алюминия, в котором дешевая электроэнергия играет значимую роль: экономически выгодно везти сырье даже через половину земного шарика, лишь бы поближе к дешевому источнику электроэнергии.

Но это, так сказать, разительный пример. Между тем, именно стоимость электроэнергии для промышленности зачастую позволяет компенсировать высокие затраты на заработную плату, экологические или социальные стандарты производства и при этом получать прибыль.

Во-вторых, это делает страну технологически независимой в самом главном, базовом элементе. Имея замкнутый цикл производства электростанций, страна не боится ни длительных санкций, ни социальных катаклизмов у «партнеров». Она может выстраивать «долгие» планы своего поступательного развития.

Итак, мы привыкли к мысли, что Россия безнадежно отстала от зарубежных производителей в технологиях, наличии современных производств, что неминуемо приведет к краху любые ее попытки вернуться в роли геополитического лидера мира. А между тем это уже давно не так. Стереотипы настолько живучи, особенно когда это кому-то нужно, что гораздо проще иногда отказаться от сети интернет и последней любимой игрушки, чем от него.

Недавно в Хорватии состоялся пуск нового парогазового энергоблока (№ 3) ТЭС «Сисак», основное энергооборудование которого изготовлено российской энергомашиностроительной компанией.

Речь в сообщении идет о российском флагмане энергетического машиностроения - ОАО «Силовые машины». Оборудование, изготовленное и поставленное предприятиями компании ОАО «Силовые машины», работает в 57 странах мира и в настоящее время насчитывает более 300 000 МВт установленной мощности. Всего изготовлено свыше 2300 паровых турбин, 2700 турбогенераторов, 790 гидравлических турбин, 600 гидрогенераторов.

Причем предприятие, преодолев полосу кризиса, в последние годы не только кратно нарастило свое производство, но и приступило к строительству своих собственных высокотехнологических заводов, а также совместных производств с мировыми лидерами.

Где? Ну, естественно здесь, в России. При этом некоторые аспекты промышленного сотрудничества с иностранцами имеют очень странные закономерности, которые позволяют предположить, что новые «питерцы» (а основное производство сосредоточено в этом регионе) хорошо запомнили слова основателя города, императора Петра I:

«Европа нужна нам еще несколько десятков лет, а потом мы можем повернуться к ней задом».

Далее идут просто «догадки», неподтвержденные «фактами»

Дело в том, что сотрудничество российского гиганта с одним из мощнейших мировых концернов по производству энергетического оборудования и систем автоматики к нему - германским «Сименсом» - развивалось несколько странно. Немцы начали с питерцами стратегическое сотрудничество в 2007 году. В первую очередь это касалось атомного машиностроения.

А в 2011 году концерн принял решение уйти с российского, да и вообще с мирового рынка АЭС. А между тем в том же 2011 году «Силовые машины» впервые смонтировали свою первую усовершенствованную быструю турбину на иранской АЭС в Бушере, затем и в Индии на АЭС Куданкулам.

Новые установки стали компактнее и технологичнее. К чему бы это?

Но это так мелочи. В начале 2013 года компанией был запущен абсолютно новый, ультрасовременный завод. Он универсальный. То есть на нем, по словам директора «Силовых машин» Игоря Костина, можно производить как оборудование для АЭС, так и для ТЭС, ГРЭС или ГЭС. Тем не менее основной профиль предприятия - это тихоходные мощные турбины для новых российских АЭС.

Со времен СССР компания специализировалась на производстве «быстрых турбин», то есть турбин с частотой вращения ротора около 3000 об/мин, а украинский «Турбоатом» - на тихоходных турбинах (около 1500 об/мин).

Все бы ничего, даже хорошо: быстрые турбины экономичнее, - но у них есть технологический потолок. Очень сложно изготовить такую турбину с мощностью более 1 200 МВт. Именно такие агрегаты делают «Силовые машины» для нового типа российских АЭС на базе блоков ВВЭР-1200.

Тем не менее будущее именно за мощными реакторами и соответственно турбинами. Новый российский реактор ВВЭР-ТОИ, под которые проектируют станции Курская АЭС-2 (4 реактора) и Смоленская АЭС-2 (2 реактора) имеет мощность 1300 МВт с возможностью дальнейшего увеличения мощности подобных реакторов до 1800 МВт. И здесь бы уже Россия точно попала бы в полную зависимость от иностранцев. Причем не одних, а сразу нескольких.

Например, французы соглашались поделиться технологией изготовления турбины, но российская локализация при этом составляла бы менее 50%. А один из главных элементов устройства, стальной лопатки последней ступени ротора длиной 1750 мм заказывались в Японии (монополиста на тот момент).

Именно так обстояло дело в середине 2007 года.

А между тем сегодня в наличии имеется завод, запущенный в начале 2013 года, производящий готовую тихоходную турбину мощностью 1300 МВт со стальной лопатки последней ступени ротора длиной 1760 мм (!). И при этом турбина со 100% российской локализацией.

Это не значит, что те же «Силовые машины» или «Росатом» не заинтересованы в украинском «Турбоатоме» будь он выставлен на продажу. Скорее наоборот, иметь добавочные производственные мощности при амбициозной российской программе строительства АЭС очень нужно и полезно. Но теперь изменились правила игры. Теперь Россия уже имеет турбину, которую по лицензии может производить Украина, а не наоборот. Кстати, это сразу же уменьшило интерес зарубежных «инвесторов» к украинскому заводу. Он им стал фактически не нужен. Одно дело купить удавку на российскую атомную программу. Другое дело - завод, который особенно-то и не нужен, но которому может достаться некоторая часть заказов.

Точно так же «Силовые машины» сотрудничают сейчас и с фирмой «Тошиба», создав для начала с ней совместное предприятие по производству автоматики…

Вообще такие предприятия, как «Силовые машины» в сталинские времена принято было называть флагманами промышленности. Его достижения последних лет можно перечислять и перечислять. Тут и производство новых турбин для Саяно-Шушенской ГЭС мощностью 640 МВт, и контракт с «РусГидро» на замену 154 турбин Волжского каскада ГЭС, и много чего другого: оборудование для электровозов, вагонов метро, силового оборудования для электростанций и подстанций, силовых агрегатов кораблей и т.д.

Отдельно стоит разве что упомянуть историю с газовыми турбинами. Дело в том, что Россия к 2000-м годам заметно отстала от мировых производителей в технических параметрах газовых турбин. Современные турбины мощностью 160 МВт «Силовые машины» по немецкой лицензии начали делать в середине 2000-х.

В 2011 году «Сименс» и «Силовые машины» создали новое совместное предприятие по производству более мощных турбин мощностью 172 и 307 МВт (300-мегаваттная линейка турбин в России очень популярна, а значит, заказы на модернизацию отечественных ГРЭС теперь будут размещаться именно на этом предприятии).

Строительство нового завода под Питером окончилось в конце 2015 года.

Вот так поступательно, шаг за шагом Россия превращается в одного из мировых лидеров по производству высокотехнологического энергетического оборудования. Я рассказал далеко не обо всех предприятиях отрасли. Есть и «Уральский турбиностроительный завод», и отдельное структурное подразделение в составе «Росатома» - «Атомэнергомаш», и много других предприятий отрасли, которые тоже отнюдь не простаивают. Есть, например, Калужский завод, который тоже забит заказами от отечественной энергетики и промышленности.

То есть, надо понимать, что «Силовые машины» - это не отдельный риф среди пустыни. Это флагман мощной, быстроразвивающейся отрасли машиностроения.

http://politrussia.com/ekonomika/novaya … ossii-570/

Отредактировано Konstantinys2 (Сб, 6 Фев 2016 12:17:59)

0

2

5 февраля 2016, 15:56
«Армату» распечатают на 3D принтере: оружейники готовят технологический прорыв

   
Метод создания физического объекта по цифровой 3D модели, а если попросту – 3D печать, уже вовсю используется в российской оборонке. Продвижение этой технологии рисует фантастические возможности для российской армии и флота, когда, например, необходимую деталь вдали от базы военные моряки или космонавты могут просто напечатать.

Выращивание твердых объектов из полимерных материалов в НПО «Электромашина», входящей в корпорацию «Уралвагонзавод» (производителя «Арматы») – уже отработанный процесс. Летом 2015 года на предприятии был запущен промышленный 3D-принтер, который предназначен для формирования прототипов и мелкосерийных деталей.

Специфика НПО «Электромашина» – это электронное оборудование, поэтому предприятие выпускает различные элементы силовой электроники, которая применяется в оборудовании военных машин. Теперь изготовить прототипы деталей можно из высокопрочного пластика, а размеры задаются напрямую в устройство, позволяя повысить эффективность труда, ускорить и удешевить процесс.

«3D-принтер позволяет ускорить опытное производство. Когда конструктор разрабатывает какие-то новые изделия, естественно, он проектирует их и в первую очередь работает с компьютерной 3D-моделью. Так, вот 3D-принтер позволяет, минуя чертеж, изготовить прототип детали», - рассказал телеканалу «Звезда» начальник Лаборатории быстрого прототипирования и новых технологий НПО «Электромашина» Антон Ульрих.

По его словам, конструктор при разработке изделия может вживую получить деталь, учесть какие-то ошибки при запуске серийного или мелкосерийного производства. Эксперт отметил, что данная технология позволяет миновать проблемы, которые приходилось бы решать классическими путями.

«Не нужно точить деталь, чтобы получить образец, а потом, поняв, что собираемости не происходит, заново запускать производство. Не нужно тратить металл. Можно изготовить не просто деталь, а сразу сборку и проверить  собираемость, какие-то механические характеристики», - рассказал Антон Ульрих.

При этом, по словам специалистов, прототип можно использовать как мастер-модель и изготовить оснастку уже для изготовления деталей из металла или пластика. Иными словами, прототипы деталей для танка «Армата» и других военных машин, которые производит «Уралвагонзавод», могут быть распечатаны на 3D-принтере. При этом технологии сегодня находятся в шаге от возможности создавать на 3D-принтерах титановые части несколько метров в длину.

Что касается деталей как конечного продукта, то, по словам специалистов, сегодня существуют такие материалы, которые позволяют отправлять их в сборку сразу со стола 3D-принтера, однако в оборонной промышленности такие детали должны отвечать особым требованиям.

«Впрямую со стола они могут идти в «гражданке», в оборонной промышленности требования более жесткие», - рассказал Ульрих.

В то же время эксперт оговорился, что при учете определенных условий принтер может изготавливать даже инструменты в космосе. Например, космонавтам, находясь на МКС, удалось распечатать гаечный ключ.

Иностранные специалисты использовали 3D-технологии для создания беспилотного самолета Polecat, большая часть деталей которого была изготовлена методом скоростной трехмерной печати. Однако российские специалисты РКК «Энергия» пошли еще дальше, разработав микроспутник. Его внешние кронштейны, корпус и ряд комплектующих будут распечатаны на 3D-принтере. Он может быть запущен во время одного из выходов в открытый космос. Мероприятие могут приурочить к 60-летию запуска первого искусственного спутника.

3D-технологии используются и в производстве стрелкового оружия: например, у Центрального конструкторского бюро спортивного и охотничьего оружия, входящего в состав АО «КБП» (Конструкторское бюро приборостроения), в 2015 году также появился промышленный 3D-принтер. Некоторые виды разработок, в частности, перспективный пистолет и автомат АДС выполнены КБ с помощью высокопрочного пластика и аддитивной технологии. Под некоторые изделия уже разрабатывается пресс-форма и прорабатывается запуск серийного производства.

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/ … 6-51h3.htm

0

3


Двигательный прорыв России: SPT-140 установил новый рекорд, удивив Запад

10:27, 01.11.17

Российские двигатели в кратчайшие сроки вывели на геостационарную орбиту космический аппарат Eutelsat 172B западного производства. Об этом сообщает издание sdelanounas.ru.

Как уточняется в сообщении, спутник с установленными на нём электрическими двигателями SPT-140, которые были изготовлены на входящем в госкорпорацию «Роскосмос» калининградском предприятии «Факел», поставил рекорд по самому быстрому выведению с геопереходной орбиты на геостационарную.

Сконструированный компанией Airbus космический аппарат Eutelsat 172B достиг геостационарной орбиты 11 октября текущего года. С момента его запуска прошло всего четыре месяца. На Западе удивились огромной мощи двигателей из России, которые продемонстрировали данный результат и побили предыдущие рекорды.

Во время этапа подъёма электродвигатели производства РФ успешно отработали и вывели космический аппарат на целевую орбиту. Стоит отметить, что при этом было израсходовано в шесть раз меньше топлива, чем для спутников с химическими двигателями.

Геостационарный телекоммуникационный спутник Eutelsat 172B, принадлежащий французскому оператору, предназначен для предоставления услуг связи на территории Азии, Океании и стран Тихоокеанского региона. Срок службы космического аппарата должен составить более 15 лет.

Дальнейшие корректировки орбиты Eutelsat 172B будут производиться благодаря электродвигателям производства «Факел». Спутник был запущен 1 июня 2017 года с помощью ракеты-носителя Ariane-5 с космодрома Куру во Французской Гвиане....

Источник: https://inforeactor.ru/112674-dvigateln … iviv-zapad

0


Вы здесь » Россия - Запад » ТЕХНИКА и ТЕХНОЛОГИИ » НОВОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ.