Три факта об «Ангаре»
29 января 2015
Как устроено семейство ракет-носителей нового поколения
23 декабря 2014 года состоялся первый пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5». Этот старт можно назвать событием года для России в области высоких технологий, ведь космические пуски — одна из областей, где наша страна является мировым лидером. «Ангара-А5» создавалась почти двадцать лет и за это время успела обрасти множеством легенд. VTBRUSSIA.RU разобрал три самых интересных факта об этом долгожданном семействе ракет-носителей.
Факт № 1. «Ангара» строилась без малого 20 лет
Действительно, проектирование ракеты-носителя на замену тяжелому «Протону» началось еще в 1992 году. А указ Президента РФ № 14 «О разработке космического ракетного комплекса «Ангара», давший официальный старт программе, датирован 6 января 1995 года. То есть ракету создавали, без нескольких дней, два десятилетия.
В 90-е годы экономическая ситуация в стране изменилась столь кардинально, что проект вскоре потребовал серьезного пересмотра. Первоначальный замысел строился на заделе, осташемся от советского шаттла. По сути, это был уменьшенный вариант сверхтяжелой «Энергии». В конце 90-х стало ясно, что такая ракета стране не нужна. Тогда-то и появилась идея модульного принципа: создать серию ракет-носителей различной грузоподъемности на основе универсального ракетного модуля УРМ.
Но главная причина задержки состоит в том, что до 2006 года на создание «Ангары» было выделено меньше 4% запланированных средств. Процент выполненных работ был соответствующий. Полноценное финансирование началось только в начале 2006 года, и уже через три года УРМ-1 был запущен в качестве первой ступени южнокорейской космической ракеты «Наро».
Отодвинул сроки старта и мировой кризис 2008 года. К 2010 году ракета уже была готова.
Отодвинул сроки старта и мировой кризис 2008 года. В принципе, к 2010 году ракета уже была готова к испытаниям, но пускать ее было неоткуда. Строительство стартового комплекса в Плесецке на космодроме «Северный» в 2009–2010 годах практически остановилось. А ведь стартовый комплекс — это не только гигантский стартовый стол, кабель-заправочная мачта весом 1500 т и циклопический бетонный газоотводный канал, но еще и 211 зданий и сооружений со сложнейшим оборудованием, которые соединены подземными коридорами длиной 5 км и инженерными коммуникациями длиной 22 км. Строительство такого комплекса — не менее сложное и затратное дело, чем создание самой ракеты. Зато с этого комплекса можно запускать все версии новой ракеты, благодаря чему в 2014 году успешно испытали сразу два варианта — легкую «Ангару-1.2» и тяжелую «Ангару-А5».
Факт № 2. «Ангара» — это ракета-конструктор
Изюминка «Ангары» — модульный принцип. Именно этот принцип считается самым перспективным для коммерческих ракет-носителей: создание серии ракет различной грузоподъемности на основе УРМ.
Ее первая ступень состоит из одинаковых элементов — универсальных ракетных модулей (УРМ) длинной 25 м, диаметром 2,9 м и массой 149 т каждый. 9 июня из Плесецка стартовала легкая «Ангара-1», в составе которой один УРМ. Она позволяет выводить в космос 3,8 т груза. Три УРМ формируют «Ангару-3» среднего класса с возможностью вывода на околоземную орбиту 14,6 т. Из пяти УРМ получается тяжелая «Ангара-5» грузоподъемностью 24,5 т, первый старт которой состоялся в самом конце года, 23 декабря.
Модульный принцип — считается самым перспективным для коммерческих ракет-носителей.
Таким образом, одна «Ангара» заменяет все космические носители, которые в настоящее время используются Россией: легкий «Рокот», средний «Союз» и тяжелый «Протон». При этом, в отличие от «Протона», «Ангара» не использует ядовитые компоненты топлива, а запускать ее можно с территории России. Также в перспективе УРМ смогут совершать мягкую посадку и использоваться многократно — и мы получаем самую совершенную систему доставки грузов в космос на ближайшие десятилетия.
Факт № 3. Серийная «Ангара» — это бюджетная ракета
Эксперты ОРКК и конструкторы ракеты рассчитывают, что в будущем себестоимость серийного производства ракеты-носителя «Ангара» станет аналогична цене производства «Протона». Ведь именно его призвана заменить новая РН.
Однако, если говорить о дне сегодняшнем, то стоимость пуска тяжелой «Ангары-А5» примерно вдвое превышает таковую для «Протона». Но не стоит забывать, что «Протон» — серийная продукция, а «Ангара» — пока штучное изделие, которое находится на этапе испытаний.
Впереди еще 10 пусков, прежде чем эту ракету официально примут в эксплуатацию в 2020 году.
За это время развернется серийное производство на заводе ПО «Полет» в Омске (входит в структуру Объединенной ракетно-космической корпорации, с которой сотрудничает банк ВТБ). Перенос производства из центра Москвы, с завода ГКНПЦ им. Хруничева, позволит сэкономить немало средств.
Серийное производство без всякого сомнения, позволит снизить стоимость всей системы.
Напомним, что первые «Протоны» также стоили примерно вдвое дороже нынешних серийных. При этом «Протон» состоит из девяти блоков четырех типоразмеров и 12 двигателей четырех наименований, а «Ангара-А5» — из шести блоков двух типоразмеров и шести двигателей двух наименований. Пять из этих шести блоков — те самые УРМ-1, серийное производство которых, без всякого сомнения, позволит снизить стоимость всей системы. Коммерческий старт «Протона» сейчас стоит минимум 80 млн долларов. Предполагается, что стоимость старта «Ангары» удастся довести до 95 млн.
Но после того как «Ангара» начнет летать с нового российского космодрома «Восточный», который находится гораздо ближе к экватору, она сможет выводить на геопереходную орбиту 8 т. То есть коммерческие перспективы у ракеты вполне обнадеживающие.