Василина Сергиенко
Матерый человечишка
Журнал «Огонёк» № 4 (5114) от 01.02.2010
В американский прокат вышел фильм The Last Station — о последних месяцах жизни Льва Толстого. Режиссер картины — Майкл Хоффман, сопродюсер — Андрей Кончаловский. В России под названием "Последнее воскресение" фильм появится осенью — ближе к 100-летию со дня смерти Толстого.
История последних дней жизни Толстого решена в фильме в жанре шпионской комедии, и если создателей "Последнего воскресения" и можно в чем-нибудь упрекнуть, так только в том, что шпионская линия выдержана у них последовательно и до конца, а комическая временами провисает, из-за чего зрителю приходится испытывать легкое недоумение. Это недоумение никак не связано с Толстым. Он у Майкла Хоффмана вообще самый понятный персонаж — обыкновенный лузер, к тому же лузер в квадрате. В фильме два смысловых центра — борьба за копирайт на толстовские труды и женский вопрос, и в обоих пунктах у классика сокрушительное поражение.
Во-первых, он плохо подкован юридически и не знает, что все деньги нужно нести в семью, а не завещать каким-то непонятным крестьянам, которых в фильме, к слову, и нет, разве что несколько мужиков с косами декоративно расставлены на газонах. Это бы еще полбеды, но право женщины распоряжаться совместно нажитым имуществом он тоже отвергает, за что и наказан — отсутствием здорового секса в свои 82 и прочими незначительными неприятностями вроде постоянных истерик жены и периодически случающимися у нее имитациями самоубийства. От кого в плане интриги здесь действительно можно чего-то ждать — это как раз Софья Андреевна. По логике фильма она должна была бы перевербовать всех мужчин из толстовской партии в свою, причем сделать это не где-нибудь, а в супружеской постели автора "Анны Карениной", так что остается только пожалеть, что режиссер Хоффман так буквально следует роману Джея Парини, положенному в основу сценария, а романист Парини так буквально следует за перипетиями жизни Толстого.