ИноСМИ, Россия

Что скрывается за фасадом бренда «британское образование»
28.03.2016
Нана Яковенко

Британское образование, за долгие годы завоевало себе звание мирового бренда. Однако, как замечают британские наблюдатели, взгляд изнутри демонстрирует, уже ставшие очевидными крайне тревожные негативные тенденции, сложившиеся сегодня в образовании Великобритании. Эксперты замечают, что если на университетском уровне эти сигналы заметны пока только специалистам, то, что касается общеобразовательной школы, некоторые политики и эксперты уже говорят о катастрофе национального масштаба.

Политика жесткой бюджетной экономии, которую все эти годы проводит консервативное правительство, привела к тому, что из их поля зрения совершенно выпал фактор растущего спроса на учительскую профессию, что было вызвано резким ростом в последние годы уровня иммиграции и рождаемости. В результате, кадровый кризис стал одной из наиболее острых проблем школьного образования. Эксперты солидарно говорят о том, что недальновидная политика консервативного правительства приводит к невосполнимой потере качества среднего образования, в то время как в обществе наблюдается тенденция к маргинализации учительской профессии.

По заключению Национального аудиторского бюро, Министерство образования не справляется с задачей по набору нужного числа учителей-практикантов. В условиях, когда предложение практически отсутствует, школы вынуждены занижать профессиональные требования к педагогам. В результате, до 78% школ привлекают к преподаванию ключевых предметов (математики, естественных наук, английского языка) учителей, не имеющих соответствующей специальной подготовки. Более 70% прибегают к дорогостоящим услугам агентств по найму временного персонала. Более 50% школ превысили максимально разрешенное количество учащихся в классе (30 человек). По данным Ассоциации директоров школ и колледжей, в результате, нехватка профессиональных штатных педагогов привела к резкому снижению качества образования в 84% учебных заведений.

Эксперты констатируют, что на протяжении вот уже шести лет происходит сокращение заработной платы и повышение рабочей нагрузки на учителей. А представленный Министром финансов Великобритании, Джорджем Осборном (George Osborne), Государственный бюджет на 2016-2017 финансовый год содержит беспрецедентное сокращение государственных расходов на образование.

С подачи бывшего министра образования Майкла Гоува (Michael Gove) задача по подготовке учителей средней школы перекладывается с университетов, где педагогические факультеты закрываются как нерентабельные, на руководство школ. В этой ситуации страдают и образовательные учреждения, которые, как правило, не имеют ни времени, ни ресурсов на подготовку молодых специалистов, и будущие учителя, вынужденные получать несистемное образование в рамках производственной практики.
Эксперты замечают, что сегодня удерживать опытных учителей в системе государственного образования стало крайне сложной задачей, потому что попросту отсутствуют какие-либо мотивации, и гибкие системы поддержки молодых учителей (например, материнства). Кроме того, школы сейчас трансформируются в самоуправляемые академии, где педагоги испытывают дополнительные серьезные нагрузки. Все это привело к оттоку хороших специалистов в страны Юго-восточной Азии и Ближнего Востока, где подготовленные британские учителя находят гораздо более высокооплачиваемую работу в международных школах. Согласно опросу, 70% преподавателей ключевых дисциплин последние полгода рассматривали возможность ухода из системы государственного образования.

Британские эксперты обращают внимание на то, что неблагоприятное стечение экономических и политических факторов приводит к тому, что сегодня для большинства выпускников школ, которые еще недавно выполняли функции самого первого социального лифта, дороги к росту оказываются закрытыми.

Университетское образование остается малодоступной роскошью для подавляющего большинства выпускников британских школ, несмотря на действующие в стране механизмы государственных ссуд студентам. А при этом более четверти современного рынка труда Великобритании требуются работники с высшим образованием. И очевидно, что с масштабным внедрением инновационных технологий практически во все сферы экономики, и не только Великобритании, но и в мире, потребность в наличии работников с высшим образованием будет только возрастать. И эксперты совершенно логично прогнозируют проблемы на рынке труда Великобритании в недалекой перспективе.

Некоторое время назад консервативное правительство озвучило намерение упростить процедуру получения статуса университета для университетских колледжей и колледжей высшего образования. Предполагается, что эта мера, с одной стороны, позволит увеличить количество абитуриентов, в том числе иностранных, а с другой стороны, повысить конкуренцию между университетами. Эксперты при этом с горечью отмечают, что рост количества университетов в стране, демонстрирует падение качества образования в этих учебных заведениях. Количество отнюдь не гарантирует качество: большинство новоявленных «университетов» действует по рыночным канонам и попросту предлагает профессионально-техническое образование, но только в более дорогой обертке, да и с дипломами на любой вкус.

Но что больше всего тревожит экспертов, так это то, что сегодня даже университеты высшей лиги не защищены от тенденции к «измельчанию». Правительство, заставляющее все бюджетные сферы существовать в режиме жесткой экономии, толкает ключевые вузы, которые, строго говоря, относятся не к бюджетным учреждениям, а скорее некоммерческим организациям, двигаться по тому же пути. Государство безусловный приоритет отдает финансированию научных исследований по «доходным» направлениям STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics — естественные науки, технологии, инженерное дело и математика). Кроме того, так сложилось, что и сами университеты рассматривают научные публикации в качестве основного фактора, влияющего на их репутацию и положение в мировых рейтингах. Руководство в погоне за капитализацией выстраивает работу университетов согласно схеме, которая представляет собой плохой аналог системы управления бизнесом: раздувается управленческий аппарат, выхолащиваются системы оценки знаний, исследовательская и академическая деятельность втискивается в рамки схемы «время — деньги».

В этих условиях намечаются две неутешительные тенденции. Что особенно печально, — общее снижение качества преподавания. Загруженные исследовательскими задачами профессорско-преподавательский состав, вынужден максимально сокращать время, которое они должны выделять на то, чтобы выдать и проверить задания для самостоятельной работы своих подопечных. Поэтому сегодня, как никогда до этого, студенты, включая иностранцев, заплатив за свое обучение серьезные деньги, всегда могут рассчитывать на совершенно «безболезненное» и гарантированное получение диплома.

Британские эксперты замечают еще одну серьезную проблему. Это касается гуманитарных дисциплин. Результат работы в гуманитарных науках, как правило, не поддается количественной оценке и, тем более, «монетизации», что ослабляет внимание к гуманитарным дисциплинам и наносит им непоправимый ущерб. В 2010-2015 годах, с легкой руки тогдашнего коалиционного правительства все гуманитарные направления полностью лишились прямых государственных субсидий. Преподаватели гуманитарных и общественных наук в ведущих британских университетах в один голос говорят о грядущей культурной катастрофе: утрате образованными британцами важных «неосязаемых активов» классического образования — эрудиции, нестандартного творческого мышления, навыка синтетического мышления при осмыслении сложных социальных и культурных явлений. А ведь именно этот аспект образования выгодно отличал британские вузы от тех же китайских, которые растут в мировых рейтингах исключительно за счет качественной работы в области STEM.

Британские вузы продолжают показывать хорошие результаты в мировых рейтингах, однако в 2016 году в таблице престижного QS World University Rankings произошли небольшие изменения. Связаны они с тем, что к такому параметру как цитируемость научных исследований была добавлена оценка качества работы по гуманитарному и общественно-научному направлению. Именно это позволило вскрыть негативные тенденции в сфере британского высшего образования. Так, Кембриджский университет утратил первенство в лиге ведущих университетов, уступив американским MIT и Гарварду. Имперский колледж Лондона спустился со второго места на восьмое, на одну позицию снизился рейтинг Оксфордского университета и Университетского колледжа Лондона. Единственный вуз, который поднялся в рейтинге с 71 на 35 место — Лондонская школа экономики, знаменитая серьезным аналитическим фокусом.

Очевидно, что подходы консервативного правительства постепенно ведут к утере британцами имиджа обладателей «золотого стандарта» в образовании. И даже серьезная ставка на STEM ставит под сомнение достижение амбициозной задачи, анонсированной британскими властями — превратить Великобританию в мировой интеллектуальный центр с учетом растущей научно-образовательной индустрии в Китае, Японии, Южной Корее и Сингапуре. К тому же, нельзя не отметить, что серьезно подтягиваются и главные европейские конкуренты британцев в борьбе за глобальный рынок образования — Германия, Франция и Швейцария.

http://inosmi.ru/social/20160328/235881166.html