Т. И. Апраксина
ПЕРЕКРЫТЬ ЗВУК ЗВУКОМ
Запахи и звуки как элемент повседневной жизни.
Мат.XL Междунар. научной конференции.
Санкт-Петербург, 19 декабря 2016.
Спб., Полторак. 2016 - С. 3-8.
Размышлениями о свойствах запахов и звуков открывает свой роман "К Германтам" Марсель Пруст. Запахи способны возвращать нас в прошлое, в них наиболее полно закреплена материальная конкретика пережитого, уверяет он. Справедливо и обратное. Восстанавливая в памяти определённую картину прошлого, отмеченную специфическим запахом, мы начинаем чувствовать и его тоже. Запах, более, чем любой другой признак, указывает на образ соответствия целого, приятный или отталкивающий. Действительно, представление о запахе неотделимо от представления о его материальном источнике или же контексте. Пахнуть может только что-то и где-то. В этом смысле запах не может быть воспринят сам по себе, он сохраняет преданность своей принадлежности конкретному объекту или месту.
Звуки — другое. "У звуков места нет, — пишет Пруст там же. — С движением связываем их мы." Движение. Трение. Соответственно, время. С этим связано их возникновение и об этом свидетельствуют звуки. Все звуки, вписанные в ткань нашей жизни.
Однако различные составляющие нашего постоянного звукового фона, несмотря на общий характер их происхождения (движение и трение), бывают вызваны к жизни разными причинами. Основная часть звуков является ненамеренным побочным эффектом всевозможных физических действий, от дыхания, шагов до работы двигателей или волн. Если бы все эти действия происходили беззвучно, ни в них самих, ни в их результатах ничего бы не изменилось. Другие же звуки создаются специально ради звука, ради того, чтобы быть услышанными. Это голоса и весь спектр сигнальных звуковых обозначений, а также звуки, искусственно производимые с целью служить средствами воздействия — психологического, биологического или иного — и подражания. К разряду намеренно создаваемых звуков принадлежит и музыка. Музыка тоже, причём сегодня как никогда раньше, составляет заметную часть звукового фона нашей повседневности.
Хотя музыкой мы обычно называем последовательность различных звуков, находящихся в определённых отношениях, даже один единственный звук, воспроизводимый музыкантом, может быть безошибочно опознан как именно музыкальный. От прозаических фоновых звуков музыкальное звучание отличает качество, которое можно назвать сценическим — обращённым к слуху, подготовленным, и которое вызвано стремлением и способностью передать определённое внутреннее послание (то же качество обнаруживается в голосах дикторов и актёров).