Как жилось полякам под царским «гнетом»
И за что они до сих пор массово не любят русских

Святослав Князев

Одним из самых убежденных и последовательных противников России на мировой арене уже более четверти столетия является Польша. Свою историческую неприязнь поляки, как правило, мотивируют тремя факторами: присоединением к СССР Западной Украины и Белоруссии в 1939 году, содействием Москвы в создании Польской Народной Республики после завершения Второй мировой войны и «аннексией» Россией Польши по результатам, как любят говорить варшавские историки, «Четырех разделов Речи Посполитой». В связи с тем, что на днях исполнилось 202 года с момента «присоединения Польши к Российской империи на вечные времена», у нас как раз есть повод обсудить третий фактор подробнее…

Для начала — немного предыстории. Следует отметить, что отношения Руси с Польшей безоблачными не были никогда. Еще в далеком Х веке, когда русичи сделали выбор в пользу духовной общности с Византией и политической независимости, поляки избрали для себя подчинение папскому престолу. С этого момента, несмотря на кровное родство, в ценностном, культурном и политическом плане два славянских народа оказались по разные стороны баррикад, и поляки приняли деятельное участие в реализации европейской концепции «Натиска на Восток».

Они дважды совершали масштабные акты агрессии еще против Древнерусского государства под предлогом участия в междоусобных войнах, и даже умудрились в 1018 году, взяв Киев, попытаться полностью подчинить себе Русь, но были изгнаны. Начиная же с XIV века, Польша на пару с Литвой занялась активным захватом земель юго-запада Руси, которые по праву принадлежали династии Рюриковичей. В результате ползучей экспансии в XVI веке под властью Речи Посполитой оказалась большая часть территории современных Белоруссии и Украины, а также часть западных регионов современной России. В захваченных землях поляки устанавливали режим, по форме напоминающий апартеид ХХ века, только гораздо более жесткий. Православное восточнославянское население было фактически абсолютно бесправно.

В 1610 году поляки оказались на пике могущества — их войска заняли Москву. Год спустя они учинили в столице России страшную резню, в результате которой погибли около 7 тысяч москвичей. Однако в 1612 году народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило столицу от интервентов, после чего удача на 300 лет от поляков отвернулась. В середине XVII века по итогам восстания Богдана Хмельницкого и русско-польской войны, Москве отошли Левобережье Днепра и Киев.

Несмотря на то, что у русских царей были все права на добрую половину земель Речи Посполитой, более ста лет Москва, а затем — Санкт-Петербург, вели себя весьма сдержанно, искусственно поддерживая целостность польско-литовского государства и оказывая всю возможную помощь его властям. И лишь когда Пруссия в 1772 году заявила о своих территориальных претензиях к Речи Посполитой, Россия с формального согласия польского сейма присоединила часть территории Руси в районе Витебска и Полоцка. Однако в 1791—1792 году в Польше подняли голову радикальные силы, жестко настроенные против православных и лютеран. Россия в ответ ввела в Варшаву свои войска.

В 1793 году состоялся так называемые «Второй раздел Польши», по результатам которого России была возвращена часть территории Белоруссии и Правобережье Днепра. Поляки остались недовольны утратой земель, которые они считали своими колониями. В 1794 году началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Восставшие жестоко расправились с русским гарнизоном Варшавы и двинулись на восток, на территорию современной Белоруссии, однако были на голову разбиты войсками под руководством гениального Александра Суворова. После того, как варшавский магистрат вынес Суворову ключи от города, российские военачальник отпустил по домам тысячи пленных ополченцев и офицеров и объявил амнистию. По итогам восстания Костюшко, Россия забрала себе оставшиеся не польские земли Речи Посполитой — Западную Белоруссию и Волынь. Ни на какие коренные польские земли Санкт-Петербург даже не претендовал.

Однако в конце XVIII — начале XIX века польские националисты стали активными союзниками Наполеона. В 1813 году российские войска в погоне за Бонапартом заняли образованное французами марионеточное Княжество Варшавское. В ходе Венского конгресса Австрия и Пруссия согласились на передачу большей части «Княжества» под контроль Российской империи. Однако никакой «аннексии» не произошло. И вот почему.

3 мая 1815 года было образовано Царство Польское, которое с Россией связывала лишь «личная уния». Польша стала отдельным от России государством во главе с Александром I. Заработала формула «две страны — один император». Либеральный Александр даровал своим новым польским подданным столько прав и свобод, сколько было мало у кого в мире.

Поляки получили собственные Конституцию, правительство (госсовет), парламент (сейм), армию, независимую денежную систему и паспорта. Законы Царства Польского гарантировали свободу католического вероисповедания, использование польского языка и возможность участия в выборах. В российско-польских отношениях ради удобства Варшавы использовался не русский, а французский язык. Отдельно было оговорено то, что руководящие должности в Царстве Польском могут занимать именно этнические поляки. Исключение могло быть сделано только для представителей императорской фамилии (так, в 1826 году наместником в Польше стал брат Александра Константин, женатый на польке).

По приказу Александра I в Польше отстраивались разрушенные в ходе войны города, создавались промышленные предприятия, осушались болота, строились дороги. Был учрежден Польский банк и основан Варшавский университет. За десять лет население «несчастной» Польши увеличилось в два (!) раза.

Однако дарованные Александром свободы дали эффект, обратный ожидаемому. Представители польской шляхты восприняли это все, как слабость, и подняли в 1830—1831 году восстание с целью смещения царя с престола, захвата территории Украины, Белоруссии и Литвы и восстановления Польши в границах Речи Посполитой. Восставшие собрали весьма многочисленную армию (более 80 тысяч человек), арестовали (а затем — убили) представителей местной администрации и членов их семей. Но с мая по сентябрь 1831 года российские войска нанесли повстанцам несколько серьезных поражений и, в конце концов, обратили их в бегство. Осенью бунт был подавлен.

По итогам восстания император Николай I ликвидировал в Польше сейм и госсовет, ввел губернскую систему управления и закрыл Варшавский университет. В официальном делопроизводстве при Николае на территории Царства Польского стал использоваться русский язык (наряду с французским). На смену метрической пришла российская имперская система мер, а рубль заменил польский злотый. Вся полнота законодательной власти перешла к императору. Однако экономическое развитие Польши при Николае I получило новый импульс. Император ликвидировал таможенную границу Польши с Россией, а с учетом того, сколько уже было сделано для развития польской промышленности, местные предприниматели получили просто безграничные возможности.

Пришедший на смену Николаю Александр II резко изменил политический курс императорской фамилии по отношению к Польше. Он радикально расширил автономию Царства Польского, восстановил государственный совет, создал органы местного самоуправления, основал ряд польских национальных высших учебных заведений. В 1861 году в Польше, как и в России, было ликвидировано крепостное право, причем польские крестьяне, в отличие от русских, оказались неплохо обеспечены землей за государственный счет.

И снова, по доброй традиции, польские элиты приняли либеральные реформы за проявление слабости. В 1863 году в Польше началось новое масштабное восстание. Нужно отдать должное польским крестьянам — под впечатлением от получения личной свободы и земель, они бунт шляхты поддерживать не стали. Повстанцы за это развернули против крестьян кровавый террор, те в свою очередь местами сами начали борьбу против своих бывших господ на стороне российской армии. В 1864 году восстание было подавлено.

Нужно сказать, что российские власти после восстания в очередной раз повели себя весьма гуманно. Большую часть участников бунта отпустили на все четыре стороны, наказана была только одна шестая часть повстанцев. Из 77 тысяч установленных бунтовщиков, несмотря на все их зверства, казнили 128 человек, отправили на каторгу — 800. 12500 — выслали из Польши в отдаленные районы Российской империи.

На некоторое время в Царстве Польском была ограничена свобода собраний, за использование польского языка в общественных местах полагался штраф. Кроме того, под запретом оказалась польская «латиница». Именно после этих событий польские националисты сделали ставку на выдумывание «украинского языка» и «украинской нации» с целью ослабления России. После того, как страсти вокруг бунта стихли, российские императоры вплоть до Революции 1917 года права поляков понемногу расширяли.

В целом же, преференции, которые получала Польша от российских царей, дали потрясающие результаты. Если в 1818 году население Царства Польского составляло всего 2,6 миллиона человек, то в 1900 — уже 10 миллионов! Уровень налогообложения в Польше в начале ХХ века был примерно на 20% ниже, чем в России. На каждый рубль уплаченных налогов Польша получала 1,14 рубля государственных дотаций (в европейской части России дотации были в 2 раза ниже). На образование в Царстве Польском выделалось в 5−6 раз больше, чем в Центральной России. Когда в среднем по империи уровень грамотности составлял 19%, в Царстве Польском он достиг уже 35… Хотя в Польше жило всего 8% царских подданных, там выпускалось примерно 25% промышленной продукции империи.

Ради создания «тепличных условий» полякам, недополучали средства исконно российские территории. Благодаря десятилетиям щедрых русских инвестиций Польша смогла состояться в ХХ веке, как достаточно успешное независимое государство. То, как она «отблагодарила» своих благодетелей в 1919—1920, а потом — в 1938 году — это уже немного другая история…

http://svpressa.ru/post/article/173215/