Т.В.Партаненко
ОЧАРОВАННЫЕ СОБОЙ:
СВОЕОБРАЗИЕ АМЕРИКАНСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
Историческая психология и геополитика: Материалы XLI Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 18 мая 2017/Под ред. д-ра ист.наук, проф. С.Н.Полторака. - СПб.: Полторак, 2017. - 152 с. - С. 91-95.
Тенденции современного стремления США к всемирному бесспорному геополитическому доминированию принято связывать с правлением современных последних президентов Америки. Некоторые ищут истоки этого в якобы победе США в холодной войне или, в крайнем случае, во временах самой холодной войны.
Но истоки этого лежат много глубже. В 1823 году школьный учебник истории США возглашал о том что всемирная история, рождение и ниспровержение династий, революции «пустячны» в сравнении с результатом открытия Америки, благие последствия этого способствовали счастью человечества и совершенствованию человеческого рода. Хотя это не относилось к покорителям Южной Америки, у которых не было способностей и чье духовенство было «слишком суеверно и невежественно». Но в США, возглашал учебник, в 1960 году у граждан «будет всего вдосталь» и они будут «наслаждаться счастьем в лучах свободы». [1, стр. 267]
Так или иначе, претерпевая изменения в частностях, главная линия и учебников, и американской культуры оставались неизменными и в XIX, и в XX веках. Иммигрантам предлагалось отказаться от прошлого и отождествлять себя только с американской историей и американской культурой. Укрепила веру американцев в мощь своей индустрии, а значит и исключительную ценность своей культуры вторая мировая война.
История и культура человечества для США интереса не представляла. В анонимном учебнике истории XIX века истории Египта, Греции, Рима, Карфагена, Китая, татар, Индостана, Франции, Испании, Германии, России, Англии было выделено – две странички. [1, стр. 268] Но и в современных учебниках неамериканская история изучается крайне ограничено, только в старших классах. Она отсутствует в представлениях средних учеников и даже студентов, если они не специализируются на ней. «Американцы игнорируют внешний мир больше, чем какой-либо другой народ». [1, стр. 292]