Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » Русская революция » Русские поэты и Революция...


Русские поэты и Революция...

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ИАИ "СТОЛЕТИЕ"

«И мы подымем их на вилы…»
Русские поэты и Великая российская революция

Владимир Малышев

09.06.2017

Задолго до того, как в феврале 1917 года возбужденная толпа хлынула на улицы Петрограда, революция в России уже произошла. И, прежде всего, она произошла в головах русских поэтов. Ведь это они ее предсказывали, с воодушевлением готовили, прославляли и с упоением благословляли.

Ведь говорят, что поэт очень часто еще и пророк. Ровно за сто лет до революции, в 1817 году, Александр Сергеевич Пушкин, солнце русской поэзии, написал свою знаменитую оду «Вольность». В ней были такие строки:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей,
С жестокой радостию вижу.

Это стихотворение Пушкин написал на квартире братьев Тургеневых сразу после выхода из лицея. Окна квартиры выходили на Михайловский замок, в котором был убит император Павел. При жизни поэта это стихотворение не было опубликовано, но ходило в списках по стране. Революционеры читали его с упоением. Пушкин, как в воду глядел. Через сто лет все именно так и произошло…

Звери, скажем мы сегодня о тех, кто вершил эти страшные расправы. Но эти «звери» вдохновлялись стихами, в том числе и теми, которые написал за сто лет до революции лучший поэт России. А он не только это написал. После создания оды «Вольность» прошло десять лет, и в 1828 году Пушкин сочинил другое стихотворение, на этот раз посвященное отправленным в ссылку декабристам:

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

И это предсказание поэта исполнилось в точности. Темницы в феврале 1917 года и в самом деле рухнули. Временное правительство объявило всеобщую амнистию, и все сидевшие в тюрьмах политические заключенные вышли на свободу.

Вместе с ними, правда, освободили также отпетых уголовников и бандитов, но на такие мелочи в эйфории революционного азарта никто внимания не обращал. И меч им «братья» (в виде маузера или нагана) действительно отдали и, освобожденные революционеры, поспешно надев черные кожанки чекистов, принялись с увлечением рубить головы русским людям, в том числе и поэтам.

…Другой величайший поэт России, Михаил Лермонтов, во всех подробностях описал грядущую революцию в своем стихотворении, которое так и называлось «Предсказание»:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Написал это поразительное стихотворение Лермонтов в 1830 году, когда ему было всего 16 лет.

При этом, правда, ничего хорошего Михаил Юрьевич о революционерах не сказал. Но в советские времена критики ухватились за его слова «мощный человек» и «с возвышенным челом», объясняя, будто тем самым поэт предсказывал появление Ленина.

Проходит всего четверть века, и вот другой великий русский поэт Николай Некрасов создает в 1855 году свое не менее знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин». В нем есть такие строки:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупречно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…


«Когда под ним струится кровь…»
. Какие на самом деле страшные это строки! Ведь поэт призывает делать дело, под которым должна «струится кровь», то есть хлестать потоками. Поэты, таким образом, объясняли, что идти и гибнуть, проливать кровь, не только свою, но и чужую за благое, как им казалось, дело – вещь не только нисколько не предосудительная, но, наоборот, нечто весьма благородное и возвышенное. Чего же потом удивляться, что проходит всего шесть лет после написания стихотворения Некрасовым, как революционеры взрывают в 1861 году бомбой Александра II, царя, освободившего крестьян. И из его разорванного на части тела кровь действительно «струилась» потоками, император умер от потери крови.

В 1905 году широкую популярность получила грозная революционная песня «Варшавянка», перевод с польского (ее распевали польские повстанцы). В ней есть такие строки:

На бой кровавый,
Святой и правый,
Марш, марш вперед,
Рабочий народ!

И здесь снова – кровь! Снова поэты восхваляют кровавые схватки. Продолжают поэты требовать и смерти царя. После неудачной войны с Японией поэт Константин Бальмонт писал:

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму темно.…
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать – Ходынкой,
Тот кончит – встав на эшафот.

Хотя, казалось, причем тут Ходынка? Разве это царь был виноват в том, что организаторы раздачи подарков на Ходынском поле и полицейские оказались разгильдяями и не обеспечили безопасность мероприятия? При похоронах Сталина, много лет спустя, в давке погибло куда больше народа. Но в 1905 году поэты требовали за это смерти царя и кровавых расправ. В 1907 году еще один великий русский поэт – Александр Блок пишет:

И мы подымем их на вилы,
Мы в петлях раскачнем тела,
Чтоб лопнули на шее жилы,
Чтоб кровь проклятая текла.

Красавец, кумир петербургский дам, женатый на дочке великого химика Менделеева, и он туда же: «чтоб кровь проклятая текла»!

К беспощадным расправам зовет народ поэт-футурист Василий Каменский: «Сарынь на кичку! Ядреный лапоть/ Чеши затылок у перса-пса./ Зачнем с низовья/ Хватать царапать/ И шкуру драть/ Парчу с купца./ Сарынь на кичку!/ Кистень за пояс./ В башке зудит/ Разгул до дна./ Свисти – глуши,/ Зевай — раздайся!/ Слепая стерва — не попадайся! / Вввва!».

Совсем юная Марина Цветаева в 1908 году жалуется: «Как примириться с мыслью, что революции не будет? Ведь только в ней и жизнь?.. Неужели эти улицы никогда не потеряют своего мирного вида? Неужели эти стекла не зазвенят под камнями?».

Ах, если б она знала тогда, что случится с ней, когда эти стекла действительно «зазвенят», и когда уже будут бить не только стекла, а уничтожать людей, ломать человеческие судьбы!

К мятежу и бурям зовет народ уже накануне революции Максим Горький своим «Буревестником»:

Между тучами и морем гордо реет Буревестник,
черной молнии подобный…

«Пусть сильнее грянет буря!», - страстно призывал знаменитый писатель. Но когда буря на самом деле грянула, то русские поэты с ужасом увидели, что случилось совсем не то, что они себе представляли, однако все равно продолжали славить революцию. Осип Мандельштам писал:

Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.

Сергей Есенин ни в каких революционных делах не участвовал. Однако и он поначалу был охвачен восторгом, и написал:

Небо - как колокол, Месяц - язык, Мать моя - родина, Я - большевик. И вот это – тоже его стихи: Листьями звезды льются В реки на наших полях. Да здравствует революция На земле и на небесах!..

К «Поэтам революции» - с таким посланием обратился прочно забытый сегодня стихотворец В.Кириллов. И в нем снова и не один раз звучит слово «кровавый»:

Мы обнажили меч кровавый,
Чтоб гнет разрушить вековой,
И с верой светлой в жребий правый
Мы вышли на последний бой.

И в страшный час борьбы и муки,
В кровавом вихре грозных битв
Мы услыхали чудо-звуки
Благословляющих молитв.

Воспевал революцию и мало кому известный как поэт Леонид Канегиссер. В своем стихотворении «Смотр» он писал:

На битву! — и бесы отпрянут,
И сквозь потемневшую твердь
Архангелы с завистью глянут
На нашу весёлую смерть.

А когда революция произошла, дело для него кончилось тем, что в отместку за смерть друга он застрелил главу Петроградской ЧК Моисея Урицкого, организатора в городе массового террора. И потом сам встретил «веселую смерть» в подвале ЧК.

Ну, а про Маяковского и говорить нечего. Все знают, что его считают главным поэтом революции, что засвидетельствовал лично сам товарищ Сталин. И он уже открыто прославлял кровь и убийства:

Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и моё,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная!

Или вот еще к чему призывал «лучший советский поэт»:

Белогвардейца
найдете - и к стенке.
А Рафаэля забыли?
Забыли Растрелли вы?
Время
пулям
по стенке музеев тенькать.
Стодюймовками глоток старье расстреливай!

Но, конечно же, не поэты все-таки сделали революцию в России и не их стихи стали ее главной причиной. Однако свою лепту они в нее, несомненно, внесли, много лет внушая, что насильственная смена власти, ее свержение есть нечто благородное, возвышенное и прекрасное. Что ради «высоких идеалов» стоит даже убивать и проливать кровь, что без кровопролития вообще не обойтись: «Дело прочно, когда под ним струится кровь».

Если уж на то пошло, то ЧК, расстреливая в подвалах заложников и «врагов народа», действовало, как это ни парадоксально, в строгом соответствии с этими «рекомендациями» русских поэтов. Вот уж действительно, «поэт в России больше, чем поэт!». И лишь когда реки крови были пролиты, миллионы убиты, огромная и могучая страна разорена, лишь тогда поэты, звавшие «на бой кровавый, святой и правый», опомнились. И стали писать о революции уже совсем другое:

С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах…

Так писал укрывшийся в Коктебеле Максимилиан Волошин.

Но было уже поздно. В огне революции многие из тех, кто ее предсказывал, восторженно встретил, а потом прославлял, сгорели. Маяковский застрелился. Есенин погиб при странных обстоятельствах. Блока большевики не отпустили на лечение за границу, и он скончался в голодном и холодном Петрограде в страшных мучениях. Мандельштам умер в лагере, Цветаева повесилась от отчаяния в Елабуге. Бальмонт сошел с ума и скончался в клинике для душевнобольных.

Ни одного стихотворения про революцию не написал романтик Николай Гумилев. В Петрограде революционные матросы бешено аплодировали, когда он читал им свои стихи. Но его все равно расстреляли по подозрению в причастности к так называемому "заговору Таганцева".

В 1992 году Генеральная прокуратура РФ, расследовав дело, пришла к выводу, что никакого заговора не было – «заговор» сфабриковали. А многие из тех, кто в революцию все-таки уцелел, безвестно сгинули потом в эмиграции.

И в заключение снова о пророках и о некоторых итогах для стихотворцев революции. Пушкин, кстати, в зрелом возрасте свою позицию переменил и расстался с либеральными взглядами. А когда перед смертью прочитал записку от царя, то попросил: «Скажите государю, жаль, что умираю, весь был бы его…».

А уже в более поздние времена самым прозорливым, как это ни странно, оказался петербургский поэт-сатирик Саша Черный. Еще в 1906 году он написал:

Дух свободы... К перестройке
Вся страна стремится,
Полицейский в грязной Мойке
Хочет утопиться.

Не топись, охранный воин,-
Воля улыбнется!
Полицейский! будь покоен -
Старый гнет вернется...

Все так в точности и произошло. Полицейских, правда, после революции назвали милиционерами, вместо всего 40 чиновников зловещего III Отделения во времена Пушкина появились десятки тысяч сотрудников ЧК, а потом НКВД, и о той свободе, которая была при «кровавом царском режиме», при большевиках поэтам осталось только мечтать. Ну, а чем у нас закончилась уже другая революция - перестройка, о которой, оказывается, говорили задолго до Горбачева, мы с вами тоже хорошо знаем…

....................................

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

http://www.stoletie.ru/vzglyad/i_my_pod … ly_400.htm

0

2

Список русских поэтов первой волны эмиграции
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Список русских поэтов первой волны эмиграции включает авторов, оказавшихся после Октябрьской революции 1917 года за пределами Советской России и продолживших свою литературную деятельность в других странах (а также и тех, кто, как Борис Поплавский, сложился как литератор уже вне России) — кроме тех, у кого (как у Алексея Толстого) этот зарубежный период жизни оказался непродолжительным и завершился скорым возвращением в СССР. Авторы, покинувшие Советский Союз после 1939 года, относятся уже к поэтам второй волны эмиграции.

А

    Автамонов, Игорь Александрович (1913—1995)
    Адамович, Георгий Викторович (1892—1972)
    Алексеева, Лидия Алексеевна (1909—1989)
    Андреев, Вадим Леонидович (1903—1976)
    Арсеньев, Николай Сергеевич (1888—1977)
    Ачаир, Алексей (Грызов, Алексей Алексеевич; 1896—1960)
    Андерсен, Ларисса Николаевна (1911—2012)

Б

    Баженова, Таисия Анатольевна (1900—1978)
    Балтрушайтис, Юргис Казимирович (1873—1944)
    Бальмонт, Константин Дмитриевич (1867—1942)
    Барт, Соломон (Копельман, Соломон Веньяминович; ок. 1885—1941)
    Белавина, Нонна Сергеевна (1915—2004)
    Белоцветов, Николай Николаевич (1892—1950)
    Бем, Ирина Альфредовна (1916—1981)
    Берберова, Нина Николаевна (1901—1993)
    Бета, Борис (Буткевич, Борис Васильевич; 1895—1931)
    Бехтеев, Сергей Сергеевич (1879—1954)
    Бикерман, Яков Осипович (1898—1978)
    Биск, Александр Акимович (1883—1973)
    Блох, Григорий Анатольевич (1867—1927)
    Блох, Раиса Ноевна (1899—1943)
    Божнев, Борис Борисович (1898—1969)
    Британ, Илья Алексеевич (1885—1941)
    Булич, Вера Сергеевна (1898—1954)
    Булыгин, Павел Петрович (1896—1936)
    Бунин, Иван Алексеевич (1870—1953)
    Бурлюк, Давид Давидович (1882—1967)

В

    Вега, Мария (Волынцева, Мария Николаевна; 1898—1980)
    Вейдле, Владимир Васильевич (1895—1979)
    Величковская, Тамара Антоновна (1908—1990)
    Величковский, Анатолий Евгеньевич (1901—1981)
    Венус, Георгий Давыдович (1898—1939)
    Вертинский, Александр Николаевич (1889—1957)
    Визи, Мария Генриховна (1904—1994)
    Войцеховский, Сергей Львович (1900—1984)
    Волков, Борис Николаевич (1894—1954)
    Воробьёв, Николай Николаевич (1908—1989)

Г

    Гаврилов, Михаил Иванович (1914—1979)
    Гальской, Владимир Львович (1908—1961)
    Ганский, Леонид Иосифович (1905—1970)
    Гарднер, Вадим Данилович (1880—1956)
    Гейнцельман, Анатолий Соломонович (1879—1953)
    Гершельман, Карл Карлович (1899—1951)
    Гессен, Евгений Сергеевич (1910—1944?)
    Гингер, Александр Самсонович (1897—1965)
    Гиппиус, Зинаида Николаевна (1869—1945)
    Голенищев-Кутузов, Илья Николаевич (1904—1969)
    Головина, Алла Сергеевна (1909—1987)
    Голохвастов, Георгий Владимирович (1882—1963)
    Гомолицкий, Лев Николаевич (1903—1988)
    Горлин, Михаил Генрихович (1909—1944)
    Горянский, Валентин (Иванов, Валентин Иванович; 1887—1949)
    Гранин, Георгий (Сапрыкин, Георгий Иванович; 1913—1934)
    Гронский, Николай Павлович (1909—1934)
    Гурлянд, Илья Яковлевич (1868—1921)

Д

    Джанумов, Юрий Александрович (1907—1965)
    Диксон, Владимир Вальтерович (1900—1929)
    Дон-Аминадо (Шполянский, Аминад Петрович; 1888—1957)
    Дукельский, Владимир Александрович (1903—1969)
    Дураков, Алексей Петрович (1898—1944)

Е

    Евангулов, Георгий Сергеевич (1894—1967)
    Евсеев, Николай Николаевич (1891—1974)
    Ещин, Леонид Евсеевич (1897—1930)

Ж

    Жернакова-Николаева, Александра Евграфовна (1897—1981)
    Жеромская, Тамара В. (1909—1974)

З

    Закович, Борис Григорьевич (1907—1995)
    Залесский, Михаил Николаевич (1905—1979)
    Злобин, Владимир Ананьевич (1894—1967)

И

    Иванов, Всеволод Никанорович (1888—1971)
    Иванов, Вячеслав Иванович (1866—1949)
    Иванов, Георгий Владимирович (1894—1958)
    Иваск, Юрий Павлович (1907—1986)
    Измайлов, Вадим Михайлович (1917—1995)
    Ильязд (Зданевич, Илья Михайлович; 1894—1975)
    Ильяшенко, Владимир Степанович (1887—1970)

К

    Кантор, Михаил Львович (1884—1970)
    Капустина, Ольга Сергеевна (1915—2007)
    Карамзина, Мария Владимировна (1900—1942)
    Келин, Николай Андреевич (1896—1970)
    Кельберин, Лазарь Израилевич (1907—1975)
    Кискевич, Евгений Михайлович (1891—1945)
    Кнорринг, Ирина Николаевна (1906—1943)
    Кнут, Довид (Фиксман, Давид Миронович; 1900—1955)
    Кобяков, Дмитрий Юрьевич (1898—1978)
    Колосова, Марианна (Виноградова, Римма Ивановна; 1903—1964)
    Колосовский, Виктор Евгеньевич (годы жизни неизвестны)
    Кондратьев, Александр Алексеевич (1876—1967)
    Корвин-Пиотровский, Владимир Львович (1891—1966)
    Корносевич, Ромуальд Мартынович (1884—1930)
    Кречетов, Сергей (Соколов, Сергей Алексеевич; 1878—1936)
    Кроткова, Христина Павловна (1904—1965)
    Крузенштерн-Петерец, Юстина Владимировна (1903—1983)
    Кузнецова, Галина Николаевна (1900—1976)
    Кусиков, Александр Борисович (1896—1977)

Л

    Ладинский, Антонин Петрович (1896—1961)
    Лахман, Гизелла Сигизмундовна (1890—1969)
    Лебедев, Вячеслав Михайлович (1896—1969)
    Лёгкая, Ираида Ивановна (р. 1932)
    Логинов, Василий Степанович (1891—1945/1946)
    Лоло (Мунштейн, Леонид Григорьевич; 1867—1947)
    Лонхиадис, Кира Александровна (1916—2008)
    Лопатто, Михаил Осипович (1892—1981)
    Лурье, Вера Иосифовна (1901—1998)
    Луцкий, Семён Абрамович (1891—1977)
    Лыжин, Павел Петрович (1896—1969)
    Льдов, Константин (1862—1937)

М

    Магула, Дмитрий Антонович (1880—1969)
    Маковский, Сергей Константинович (1877—1962)
    Мамченко, Виктор Андреевич (1901—1982)
    Мандельштам, Юрий Владимирович (1908—1943)
    Мансветов, Владимир Фёдорович (1909—1974)
    Мать Мария (Скобцова, Елизавета Юрьевна; 1891—1945)
    Марли, Анна Юрьевна (1917 — 2006)
    Мережковский, Дмитрий Сергеевич (1866—1941)
    Минский, Николай Максимович (1855—1937)

Н

    Набоков, Владимир Владимирович (1899—1977)
    Нарциссов, Борис Анатольевич (1906—1982)
    Недзельский, Евгений Леопольдович (1894—1961)
    Неймирок, Александр Николаевич (1911—1973)
    Несмелов, Арсений (Митропольский, Арсений Иванович; 1889—1945)
    Новосадов, Борис (Тагго, Борис Христианович; 1907—1945)
    Жак Нуар (1888—1941)

О

    Обухов, Василий Константинович (1905—1949)
    Одарченко, Юрий Павлович (1903—1960)
    Одоевцева, Ирина Владимировна (1895—1990)
    Остроумова, Татиана Иосифовна (1901—1969)
    Оцуп, Николай Авдеевич (1894—1958)

П

    Перелешин, Валерий (Салатко-Петрище, Валерий Францевич; 1913—1992)
    Перфильев, Александр Михайлович (1895—1973)
    Петерец, Николай Владимирович (1907—1944)
    Познер, Владимир Соломонович (1905—1992)
    Померанцев, Кирилл Дмитриевич (1907—1991)
    Поплавский, Борис Юлианович (1903—1935)
    Потёмкин, Пётр Петрович (1886—1926)
    Прегель, София Юльевна (1897—1972)
    Присманова, Анна Семёновна (1892—1960)
    Пугачева, Наталия (1902—1987)

Р

    Раевский, Георгий (Оцуп, Георгий Авдеевич; 1897—1963)
    Раич, Евгений (Рабинович, Евгений Исаакович; 1901—1973)
    Ратгауз, Даниил Максимович (1868—1937)
    Ратгауз, Татьяна Данииловна (1909—1993)
    Рафалович, Сергей Львович (1875—1944)
    Рафальский, Сергей Милич (1896—1981)
    Резников, Даниил Георгиевич (1904—1970)
    Рудич, Вера Ивановна (1871 — после 1940)

С

    Сабурова, Ирина Евгеньевна (1907—1979)
    Савин, Иван (Саволайнен, Иван Иванович; 1899—1927)
    Игорь Северянин (Лотарёв, Игорь Васильевич; 1887—1941)
    Сергин, Сергей (Петров, Сергей Фёдорович; 1910—1934)
    Скопиченко, Ольга Алексеевна (1908—1997)
    Славина, Кира Марковна (1911—1998)
    Смоленский, Владимир Алексеевич (1901—1961)
    Соколов, Александр А. (1895—1983)
    Софиев, Юрий Борисович (1899—1976)
    Ставров, Перикл Ставрович (1895—1955)
    Столица, Любовь Никитична (1884—1934)
    Страховский, Леонид Иванович (1898—1963)
    Струве, Глеб Петрович (1898—1985)
    Струве, Михаил Александрович (1890—1948)
    Сумбатов, Василий Александрович (1893—1977)

Т

    Таубер, Екатерина Леонидовна (1903—1987)
    Терапиано, Юрий Константинович (1892—1980)
    Туринцев, Александр Александрович (1896—1984)
    Туроверов, Николай Николаевич (1899—1972)
    Тхоржевский, Иван Иванович (1878—1951)
    Тэффи (Лохвицкая, Надежда Александровна; 1876—1952)

У
Ф

    Федд, Ольга (Федосеева, Ольга Степановна; 1918—1990)
    Фёдоров, Александр Митрофанович (1868—1949)
    Форштетер, Михаил Адольфович (1893—1959)

Х

    Хаиндрова, Лидия Юлиановна (1910—1986)
    Ходасевич, Владислав Фелицианович (1886—1939)

Ц

    Цветаева, Марина Ивановна (1892—1941)
    Цетлин, Михаил Осипович (Амари; 1882—1945)

Ч

    Чегринцева, Эмилия Кирилловна (1904—1989)
    Червинская, Лидия Давыдовна (1907—1988)
    Чехонин, Михаил Георгиевич (1907—1962)
    Чёрный, Саша (Гликберг, Александр Михайлович; 1880—1932)
    Чиннов, Игорь Владимирович (1909—1996)

Ш

    Шаховская, Зинаида Алексеевна (1906—2001)
    Шаховской, Дмитрий Алексеевич (Архиепископ Иоанн, Странник) (1902—1989)
    Шиманская, Аглаида Сергеевна (1903—1995)
    Штейгер, Анатолий Сергеевич (1907—1944)
    Штильман, Татьяна Владимировна (1908—1984)

Щ

    Щёголев, Николай Александрович (1910—1975)
    Щербаков, Михаил Васильевич (1890?—1956)

Э

    Эйснер, Алексей Владимирович (1905—1984)
    Эристов, Георгий Арчилович (1902—1977)
    Эллис (Кобылинский, Лев Львович; 1879—1947)

Ю

    Юлиус, Анатолий Михайлович (1897—1977)

Я

    Янковская, Виктория Юрьевна (1909—1996)
    Яссен, Ирина (Чеквер, Рахиль Соломоновна; 1893—1957)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_русских_поэтов_первой_волны_эмиграции

0

3

К.Д. Бальмонт и влияние революции 1905-го и 1917-го гг. на его творечество

В ранней юности Бальмонт не чуждался демократических идей. В 1884 г. он был исключен из седьмого класса Владимирской гимназии за участие в революционном кружке, а в 1887 г. за участие в студенческих беспорядках был отчислен с юридического факультета Московского университета. Демократические настроения были свойственны ему и в дальнейшем.

4 марта 1901 г. Бальмонт присутствовал на студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге, зверски разогнанной полицией и казаками. 7 марта он просит Н. К. Михайловского поставить его подпись под протестом литераторов против произвола и насилия властей, а 14 марта читает на благотворительном вечере антиправительственное стихотворение «Маленький султан» («То было в Турции, где совесть — вещь пустая...»), вызвавшее запрещение поэту жить в течение двух лет в столицах, столичных губерниях и университетских городах. Стихотворение не могло быть напечатано и распространялось в списках. В. И. Ленин счел его показательным для характеристики определенных общественных настроений и хотел напечатать в «Искре».

В период революции 1905 г. Бальмонт занял отличную от других символистов позицию. Те увидели в революции анархическую стихию, их пугала возможность гибели старой культуры. Бальмонт не был испуган стихией народного гнева.

Стихотворения поэта, опубликованные в социал-демократической газете «Новая жизнь», были риторичны; Бальмонт обратился к далекой для него теме, но волна оппозиционных и революционных настроений, властвовавших в русском обществе 1905—1906 гг., увлекла и его. Эти увлечения, однако, не были глубоки.

Бальмонт оказался лишь попутчиком революции. В дни грозного решения судеб России поэт-импрессионист мечтал примирить свою любовь «к нежной фиалке» с воспеванием революционных событий. После подавления революции он отходит от своих оппозиционных настроений; отходит, но все же не отрекается от них.

Революция оставила значительный след в сознании и других символистов, но Бальмонт был ближе их к пониманию смысла исторических событий. В 1908 г. газета «Русь» (№ 58) опубликовала его призыв жертвовать в пользу петербургских безработных рабочих. «Мысль моя говорит мне еще, — писал Бальмонт, — что в новой эре русской жизни, начавшейся явно 9 января 1905 года, никто не сыграл такой благородной, красивой, самоотверженной роли, как петербургский рабочий люд. Имя петербургского пролетариата тяжким свинцом и красным золотом записано в страшной летописи русской истории».

После революции 1905 г. Бальмонт продолжает много писать, но не достигает прежней художественной высоты. Пережив сильный эмоциональный взлет, он как бы исчерпал себя и начал самоповторение. Этой исчерпанности содействовала оторванность от России (Бальмонт вынужден был из-за своих общественных выступлений уехать за рубеж, где пробыл до объявления политической амнистии в 1913 г.). В отличие от Вяч. Иванова, создававшего свою социальную утопию без опоры на знание народа, Бальмонт, как и многие интеллигенты того времени, с особой обостренностью понял, как далеки они от народных масс. Подобно другим символистам, поэт ищет ответа на вопрос, какова душа русского народа, и с этой целью обращается к изучению народного творчества. Книга «Жар-птица. Свирель славянина» (1907) была неудачной попыткой Бальмонта проникнуть в народную душу, дать новую обработку славянского фольклора. Однако характерно, что и в дальнейшем, обращаясь к жизни малоизвестных русскому читателю стран, Бальмонт стремился прежде всего ознакомить его с народными сказаниями, с мифами, со старой культурой, ее памятниками, а не с воспроизведением картин современной жизни. Отсюда богатство историко-культурных материалов и бедность непосредственных жизненных наблюдений в его путевых очерках.

После возвращения Бальмонта в Россию был отмечен его литературный юбилей. Критика академического типа воздала должное поэту за обогащение им русского стиха и поэтического языка. Бальмонт продолжал пользоваться популярностью в широкой, художественно не искушенной аудитории, но профессиональная критика охладела к его творчеству.

Бальмонт внес значительный вклад в отечественную литературу как переводчик. Он очень много переводил, и многих авторов (например, Шелли-поэта мы до сих пор знаем только по его переводам). Характерно, что в годы, когда гражданская тема еще не звучала в самой символистской поэзии, Брюсов и Бальмонт обратились к переводам стихотворений Верхарна и Уитмена, как бы восполняя этими переводами отсутствие гражданского пафоса в собственном творчестве.

Долгое время переводческая деятельность Бальмонта, соотносимая с достижениями советских переводчиков, получала негативную оценку. Скептические суждения она вызывала и в дооктябрьскую пору. Сейчас вопрос о Бальмонте-переводчике пересмотрен специалистами, высоко оценившими ряд его переводов.

Февральскую революцию Бальмонт встретил сочувственно, но Октябрьской социалистической революции остался чужд и в 1921 г. очутился в эмиграции, где с глубокой горечью признал совершенную им ошибку. Несмотря на еще долгие годы поэтической работы, в творчестве Бальмонта уже отсутствовали новаторские поиски. Как и многие писатели, оказавшиеся на чужбине, Бальмонт испытывал острую тоску по оставленной родине. Вот одно из свидетельств:

Я кликнул в поле. Глухое поле
Перекликалось со мной на воле.
А в выси мчались, своей долиной.
Полет гусиный и журавлиный.

...............

Кричали птицы к своим пустыням.
Прощаясь с летом, серея в синем.
А я остался в осенней доле —
На сжатом, смятом, бесплодном поле.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

http://www.textologia.ru/literature/lit … amp;n=6492

0


Вы здесь » Россия - Запад » Русская революция » Русские поэты и Революция...