Владыки океана: главное
7 декабря 2017
Генрих Мореплаватель Генрих Мореплаватель, который никуда не плавал
Чтобы стать великой колониальной империей, маленькой Португалии предстояло пройти путь в несколько веков. А начало тому пути положил принц Генрих — он же Энрике — по прозвищу Мореплаватель. Тут надо заметить, что Генрих за свою жизнь практически никуда не сплавал — только пару раз по молодости. Зато организатором был отличным: если бы не его умение находить спонсоров для дорогостоящих экспедиций, подкрепленное одержимостью картами и жаждой открывать новые земли, не бывать португальцам Владыками океанов. Именно по указу Генриха в городе Сагриш была основана обсерватория и мореходная школа, откуда началось исследование африканских берегов и поиск заветного морского пути в Индию.
Что хорошего в этой Индии?
Хороши в Индии пряности, которые в средневековой Европе ценились очень высоко. Стандартный обед простолюдинов состоял из брюквы, репы или моркови, сваренных в котле без всяких изысков, а иногда даже без соли. Но ведь вкусно покушать любят все! Это сегодня черный перец стоит на каждом обеденном столе, а раньше достать его было долго, трудно и безумно дорого. Путь мешка перца из Азии на прилавки европейских торговцев занимал примерно два года: до берегов Африки проходил по морю, затем шел караваном по пустыне до Каира и далее на перекладных доезжал до венецианских купцов. Эти монополисты специй знали толк в деньгах и накручивали такие цены, что пришлось португальцам рискнуть всем и отправиться искать обход, а точнее, «обплыв».
Первый португалец на индийском берегу
И португальцы свой обход нашли. Первым человеком, сошедшим на индийские берега с борта корабля в 1498 году, стал португалец Васко да Гама. Экспедиция, подготовленная при участии самого короля Жуана II и целой толпы картографов, астрономов, советников и корабелов, состояла из четырех больших кораблей и экипажа численностью больше ста человек. Спустя два года плавания туда-обратно к родным берегам вернулись только два корабля и 55 моряков. И хотя это была только половина экспедиции, ее сочли невероятно успешной. Специи, привезенные в трюмах, 60 раз окупили вложенные в организацию заплыва средства. А самого Васко да Гаму король назначил «Адмиралом Индийского океана».
Поделили шар земной
Португальцы были не единственными желающими попасть в Индию по морю. Испанцы тоже пытались найти свой путь к «стране специй». Правда, заходили с другой стороны — через Американский континент. И дело не в том, что они не искали легких путей. На самом деле у них просто не было выбора. Тордесильясский договор, подписанный римским папой Александром VI, постановил: все земли, которые находятся или будут открыты к западу от островов Зеленого Мыса, принадлежат Испании, а к востоку — Португалии. Вот так, пока никто ничего не успел сообразить, миром завладели два монополиста: одни имели право плавать только налево, вторые — направо.
Глобализация началась в XVI веке
Эпоха Великих географических открытий, которую начала Португалия, гордо рассекая волны мирового океана, дала старт мировой глобализации. И, хотя взаимное влияние стран и народов происходило медленно, механизмы обмена товарами, опытом и знаниями зашевелились именно в это время, то есть в XVI веке. Преодолевая морские мили на огромных парусниках, по планете стали перемещаться растения, звери, продукты, представители разных рас и даже инфекционные заболевания. И, конечно, целые трюмы товаров: украшений, одежды, оружия, специй и предметов быта.
Своеобразные методы
Как такая маленькая Португалия, где даже не существовало серьезной наземной армии, умудрилась подчинить себе торговые центры Юго-Восточной Азии, Африки и даже ухватить кусочек Бразилии? Ведь азиатские и арабские страны XVI века — это не голые туземцы в пальмовых листьях, с которыми в это же время «знакомились» испанцы на берегах Южной Америки. Это развитые торговые города Малакка, Бомбей, Кочин, китайский Макао, Тайвань и множество других высокотехнологичных по тому времени центров. Не позволяйте блистающим доспехам и романтично раздуваемым на ветру парусам сбить себя с толку! Основным методом воздействия у португальцев было пиратство и грабежи. Мощный флот, с которого можно неделями обстреливать целые города, в разы превосходил маленькие азиатские джонки. Поэтому ни одна из колонизированных стран не смогла дать хоть сколько-нибудь достойный отпор Владыкам океана.
Высокие принципы торговли
Одним обстрелом с моря дело не ограничивалось. Захватив очередной город, португальцы выстраивали на его месте мощную средневековую крепость. За несколько десятилетий сетью таких крепостей покрылось почти все побережье Индии. Из этих форпостов было удобно управлять местным населением: грабить чужие корабли, вынуждать местных торговцев отдавать нажитые непосильным трудом товары практически за бесценок, несогласных отправлять в рабство и монополизировать не только торговлю, но и все водное сообщение. На перепродаже пряностей — перца, гвоздики, имбиря, мускатного ореха — португальцы поднимали более 400%, а корабли местного населения вообще не имели права выходить в море.
Не доставайте Японию!
Можно сказать, что португальцы открыли Японию случайно, когда их судно отклонилось от курса по пути в Китай. Вновь прибывших тут же окрестили «южными варварами» (судно прибыло к берегам Японии с юга), а сами «варвары» быстренько отправились крестить японцев. Миссионеры активно насаждали католицизм, а торговля между Китаем и Японией была монополизирована по стандартной португальской схеме. Так продолжалось до тех пор, пока сюда не стали прибывать протестанты из Англии и Голландии. Развернулось нешуточное противостояние, чья вера лучше. Японские правители, давно утомленные иностранцами, лезущими во все внутренние дела, решили вопрос радикально: вообще запретили европейским судам подплывать к японским берегам, объявили миссионерскую деятельность незаконной и закрыли страну для иностранцев на много лет — вплоть до XIX века.
Чем дело кончилось
Империя Владык океана гуляла дорого-богато, но очень быстро свернула торжество. Население Португалии составляло около миллиона человек, и его катастрофически не хватало, чтобы поддерживать далекие колонии и огромный флот. После смерти короля Себаштиана I, который не оставил наследника, Португалия вынужденно присоединилась к Испании, которая не смогла грамотно использовать ее ресурсы и добытые в колониях богатства. Англия и Голландия, которые давно присматривались к заморским португальским владениям, потихоньку «откусывали» от них кусочки и вскоре разобрали все. А те, что не разобрали, разошлись сами и объявили себя самостоятельными странами. Даже Бразилия, о которой до определенного времени подзабыли, заявила о своей независимости в 1822 году.
Текст: Наталия Грачёва