Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » СПОРТ » Спортивные герои прошлых лет: История "3 секунд" олимпийского Мюнхена


Спортивные герои прошлых лет: История "3 секунд" олимпийского Мюнхена

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

АиФ
28/12/2017

Андрей Сидорчик

Движение Белова. Настоящая история «трех секунд Мюнхена»

Драматическая развязка финального матча баскетбольного турнира Олимпиады-1972 между командами СССР и США, известная как «три секунды Мюнхена», навсегда вошла в историю мирового спорта. Американские баскетболисты, считающие, что их несправедливо лишили золотых медалей, не просто отказались получать серебряные, но даже завещали своим потомкам не делать этого.

У исторических трех секунд, которым посвящают телепередачи, книги и фильмы, была предыстория, зная которую нельзя согласиться с тем, что исход матча в Мюнхене несправедлив. Наоборот, проиграй эту встречу сборная СССР, это было бы величайшей несправедливостью.

Догнать Америку

Родоначальники баскетбола американцы десятилетиями не знали себе равных на мировой арене. Речь не о профессионалах из НБА — на чемпионатах мира и Олимпийских играх уверенно побеждала сборная США, составленная из любителей.

Однако в конце 1940-х на мировой арене появилась сборная СССР. Советские баскетболисты очень быстро стали сильнейшими на европейском континенте, и постепенно стали подбираться к американцам.

На четырех подряд Олимпиадах с 1952 по 1964 году сборная СССР завоевывала серебряные медали, уступая первенство лишь команде США.

Но если на Олимпиадах одолеть американцев не получалось, то на чемпионатах мира дело обстояло иначе.

Первые победы

В 1959 году сборная СССР обыграла всех, включая американцев, но чемпионом не стала. Команду дисквалифицировали за отказ от встречи со сборной Тайваня. Поскольку в то время у СССР были дружеские отношения с КНР, то советским спортсменам было приказано не выходить на матч против команды отделившегося от Китая острова.

В 1963 году сборная СССР на чемпионате мира заняла третье место, но при этом победила американцев — 75:74.

А в 1967 году советские баскетболисты впервые стали чемпионами мира. Правда, встречу с США наши тогда проиграли — 58:59.

«Батюшка» вместо «Папы»

Тренировал сборную СССР Александр Гомельский, человек-легенда, носивший уважительное прозвище «Папа». Помимо сборной, он возглавлял клуб ЦСКА, одну из сильнейших команд не только Советского Союза, но и Европы.

Принципиальным соперником Гомельского был наставник ленинградского «Спартака» Владимир Кондрашин, которого игроки именовали «Батюшкой». После того, как сборная СССР заняла третьи места сначала на Олимпиаде-1968, а затем на чемпионате мира-1970, Гомельского сняли с поста главного тренера — тогда такие результаты в Советском Союзе считали провалом.

Готовить сборную к Олимпиаде-1972 в Мюнхене доверил Владимиру Кондрашину.

Американцы на Олимпиадах оставались непобедимыми, но, как уже говорилось, на других турнирах советские баскетболисты уже успели ощутить вкус победы над янки. Поэтому наши знали — побеждать их можно.

Путь к финалу

Олимпийский турнир Игр-1972 в Мюнхене проходил с 27 августа по 9 сентября. На первом этапе команды были разбиты на две группы по 8 команд. Для выхода в полуфинал необходимо было занять одно из первых двух мест.

Команда Кондрашина справилась с этой задачей блестяще, одержав 7 побед в 7 матчах — над Сенегалом, Филиппинами, Польшей, ФРГ, Пуэрто-Рико, Югославией и Италией.

В другой группе 7 побед в 7 матчах одержали американцы.

Полуфиналы состоялись 7 сентября. Команда Кубы потрепала нервы сборной СССР от души — после первой половины парни с Острова Свободы даже вели с преимуществом в одно очко. В итоге советская команда все-таки взяла верх, но с небольшим перевесом — 67:61.

У американцев, наоборот, все сложилось легко в матче с Италией — 68:38. Болельщики и специалисты были впечатлены игрой сборной США, поэтому перед финалом предпочтение отдавали «звездно-полосатым».

Неудержимый Сергей Белов

Финальный матч начался в 23:50 по местному времени 9 сентября. Столь позднее начало игры объяснялось стремлением обеспечить более удобное время показа игры в Северной Америке.

Для молодых американских баскетболистов выигранное золото Олимпиады должно было стать трамплином к карьере в НБА. Но очень скоро стало понятно, что с «трамплином» возникли серьезные проблемы. Сборная СССР очень хорошо защищалась и еще лучше атаковала. Американцы постоянно проигрывали несколько очков. На перерыв команды ушли при счете 26:21.

Опытный наставник американцев Генри Айба найти управу на команду Кондрашина долгое время не мог. Особенно свирепствовал атакующий защитник Сергей Белов, который набрал в этом матче 20 очков.

Мистер Айба играет жестко

За девять минут до конца встречи сборная СССР вела с разницей в 10 очков. Но тут наши, что называется, «поплыли». Айба отдал команду американцам играть в жесткий прессинг, и под давлением советские баскетболисты стали все чаще ошибаться. К тому же последовало несколько промахов с линии штрафных. Преимущество сборной СССР на последней минуте сократилось до одного очка.

Тут важно знать, что правила 1972 года сильно отличались от современных. Например, в случае нарушения правил, команда, получившая право на штрафные, могла от них отказаться и просто сохранить за собой владение мячом. Это позволяло тянуть время в концовке встречи. Кроме того, тогда не было трехочковых бросков.

Истекали последние секунды встречи, сборная СССР вела со счетом 49:48. «В конце матча мне очень хотелось ударить Белова Александра...», — скажет потом герой матча Сергей Белов.

За что же Белов ополчился на Белова?

Дело в том, что за 8 секунд до конца встречи мяч оказался у Александра Белова. И американцы, и наши сходились во мнении — Александр мог просто держать мяч пять секунд, как позволяли правила. Затем последовал бы переход мяча, но у американцев на атаку оставалось бы меньше трех секунд, и минимальные шансы на успех. Был и другой вариант — отдать пас Сергею Белову, который находился в четырех метрах и не был перекрыт американцами.

Но Александр Белов отдал пас Зурабу Саканделидзе, и мяч перехватил ловкий Дуг Коллинз.

Все, что смог сделать Саканделидзе, это догнать американца и сфолить на нем, не дав ему заработать быстрые два очка. Но Коллинз дважды был точен с линии штрафных, и сборная США впервые в матче повела в счете — 50:49.

Голос комментатора Нины Ереминой, которая вела репортаж о матче по советскому ТВ, в этот момент совсем потух. Фактически сборная СССР сама отдала американцам выигранный финал.
Марат Башаров. Марат Башаров: «Движение вверх» напомнит США, что они не великая держава

«Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон!»

Но это была не развязка драмы, а только ее начало.

Оставалось всего три секунды. Судья отдал мяч Алжану Жармухамедову, то ввел его в игру пасом на Сергея Белова, но игра тут же была остановлена. Советская делегация выясняла отношения с судейским столиком. Дело в том, что во время выполнения штрафных американцами сборная СССР запросила тайм-аут, однако в шуме трибун судьи не разобрались в ситуации.

После горячей полемики тайм-аут все-таки был предоставлен. Кондрашин убирает с поля Жармухамедова, и выпускает Ивана Едешко, который обладал изумительной техникой паса.

«Дословно я так сказал: „Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон! Можно выиграть, а потом опять проиграть“. Я, честно, с пасом вначале надеялся на Модю (Паулаускаса). А потом вспомнил: в Друскининкае ребята часто в гандбол играли, и у Вани (Едешко) такой захлестывающий удар был», — вспоминал Владимир Кондрашин.

Растяпа Йозеф Блаттер

После тайм-аута судья вручил мяч Едешко, который, находясь под давлением американца, отдал пас Модестасу Паулаускасу. Модестас, в свою очередь, отпасовал на Александра Белова, находившегося под щитом американцев, но не попал. Прозвучала финальная сирена, и счастливые игроки и тренеры сборной США приняли праздновать.

Как оказалось, рано. Правила баскетбола гласят: время после ввода мяча в игру запускается тогда, когда мяч коснулся одного из игроков, находящихся в поле. А в данном случае секундометрист запустил время сразу после паса Ивана Едешко.
Йозеф Блаттер. Хороший Зепп: 8 подвигов Блаттера, о которых все забыли

Растяпу — секундометриста звали Йозеф Блаттер. Спустя четверть века после Игр в Мюнхене он станет президентом ФИФА.

Но тогда, в 1972-м, ошибка Блаттера подарила сборной СССР еще один шанс. Правда, американцы, выходить на поле не хотели, считая, что матч окончен. Но опытный Генри Айба навел порядок, полагая, что речь идет лишь о формальности.
«Я даже обернулся: никого нет»

Когда мяч вводился в игру в третий раз, роковую ошибку допустили американцы. Никто не стал мешать Ивану Едешко вводить мяч в игру, все сосредоточились на опеке других советских баскетболистов.

Под кольцом двое американцев опекали Александра Белова. Несмотря на это, Едешко через все поле отправил свой «самонаводящийся» пас на Белова.

Вот как описывал сам Александр то, что произошло дальше: «Американцев было двое. Десятый номер чуть ближе к центру, чем я, четырнадцатый — между лицевой и мною, ближе ко мне. Я показал обманное движение, потом резко повернулся и рванул к щиту. Пас был великолепный. И оказался под щитом совсем один. Я даже обернулся: никого нет. И я очень аккуратно правой рукой бросил мяч».

На видеозаписи видно — американцы, среагировав на финт Белова, как говорят баскетболисты, «улетели в буфет». Александру оставалось просто не промахнуться из-под кольца.

Финальная сирена прозвучала при счете 51:50 в пользу сборной СССР.

«И сборная Советского Союза забивает мяч! Победа!», — крик комментатора Нины Ереминой вошел в историю также, как и сам бросок Александра Белова.

Три против двух

Игра на этом закончилась, но американцев это не устраивало. Был подан протест — представители США полагали, что судьи и советские представители нарушили правила в концовке. Американцы требовали переигровки.

Протест рассматривался в течение нескольких часов, и все это время советские баскетболисты пребывали в напряженном ожидании. А утром к игрокам подошел второй тренер сборной Сергей Башкин: «Переигровка...» И, посмотрев на вытянувшиеся лица своих подопечных, добавил: «В 1976-м».

Тремя голосами против двух протест сборной США был отклонен. Сборная Советского Союза впервые выиграла золотые медали.

За годы работы Александр Гомельский завоевал все существующие баскетбольные трофеи. Баскетбольный «папа». Как Александр Гомельский шел к олимпийскому золоту

«Переигровку» спустя 16 лет американцы проиграли Гомельскому и Сабонису

Спустя 45 лет американцы отказываются признавать себя проигравшими.

А «переигровки» на Олимпиаде-1976 не состоялась. Сборная СССР, снова ведомая Кондрашиным, уступила в полуфинале команде Югославии — 84:89, и в итоге осталась только третьей, а американцы, одолев югославов в финале, вернули себе олимпийское золото.

Шанс поквитаться со сборной СССР за Мюнхен американцам выпадет лишь в полуфинале Олимпиады-1988. Советской командой на этот раз будет руководить Александр Гомельский. Но сборная СССР, в которой будет солировать Арвидас Сабонис, снова возьмет верх — 82:76. Победив в финале Югославию, советские баскетболисты во второй и последний раз станут олимпийскими чемпионами.

http://www.aif.ru/sport/olymp/dvizhenie_belova_nastoyashchaya_istoriya_treh_sekund_myunhena?utm_referrer=https://zen.yandex.com

+1

2

0

3

Daily Mail, Великобритания

Несмотря на допинговый скандал, Олимпийская лихорадка захватывает российские кинотеатры

17.01.2018

Несмотря на то, что российскую олимпийскую команду из-за допингового скандала отстранили от участия в Зимних играх, которые пройдут в феврале, россияне заполнили кинотеатры, чтобы посмотреть фильм о том, как советские баскетболисты обрели славу на Олимпиаде, проходившей 46 лет назад.

«Движение вверх» рассказывает историю команды Советского Союза, выигравшей олимпийское золото в 1972 году и ставшей первой баскетбольной командой в истории, победившей Соединенные Штаты на Олимпийских играх. Этот рассказ о соперничестве времен холодной войны в чем-то очень знаком российским любителям спорта после недавних скандалов — судьбу золотых медалей решили (спортивные) чиновники.

Лента «Движение вверх» вышла на экраны в дни новогодних каникул и стала самым кассовым российским фильмом, вышедшим в российских прокат. По данным Росстата, фильм уже собрал 1,84 миллиарда рублей (32,5 миллиона долларов). На показе фильма в одном из московских кинотеатров публика кричала и аплодировала, когда кадры демонстрировали победный мяч Александра Белова, принесший сборной СССР победу на американцами со счетом 51 — 50. А затем зрители приветствовали кадры хроники 1972 года, на фоне которых шли титры.

«Я плакала слезами радости», — рассказала кинозритель Нина Паршикова. Миллионам россиян, которые считают, что их страну несправедливо преследуют из-за обвинений в применении российскими спортсменами допинга, даже эпоха холодной войны может показаться более простым временем. Один из зрителей Егор Дружинин отметил: «Сейчас политика играет большую роль. Тогда это был спорт».

Актер Кузьма Сапрыкин использовал свой детский опыт занятий баскетболом для исполнения роли Ивана Едешко — баскетболиста советской сборной, сделавшего передачу, которую россияне до сих пор называют «золотым пасом». «Я не думал, что картина будет иметь такой колоссальный успех, — сказал Сапрыкин Associated Press. — Люди присылают мне видео, как практически на каждом показе зрители аплодируют, испытывают чувство патриотизма и душевного подъема».

В России этот матч имеет схожее значение с «чудом на льду», когда сборная СССР по хоккею проиграла американцам на Олимпиаде 1980 года. США воспринимают финальную игру 1972 года совсем по-другому — как ограбление. Последние три секунды матча были переиграны после того, как советская команда опротестовала игнорирование судьей просьбы о тайм-ауте. Американские игроки успели дважды отпраздновать победу, прежде чем им предложили продолжить встречу. В конечном счете советский баскетболист Иван Едешко сделал пас через всю площадку, и Александр Белов добыл победные очки на последней секунде матча.

Финальный результат вызвал споры между чиновниками обеих стран и Международной федерацией баскетбола, которые не утихали несколько дней. Это осталось за кадром — так же, как и решение американских игроков отказаться от получения серебряных медалей. Комплект наград до сих пор лежит невостребованным в Международном Олимпийском комитете.

Согласно сценарию фильма, советским спортсменам противостояли американские баскетболисты топ-уровня. На самом деле со стороны американцев выступали представители студенческого баскетбола, в том числе и будущие звезды НБА, такие как Даг Коллинз (Doug Collins) и Том Макмиллен (Tom McMillen), впоследствии ставший конгрессменом. Советская команда хотя и была представлена с формальной точки зрения спортсменами-любителями, как того тогда требовали правила участия в олимпиадах, фактически состояла из профессиональных игроков, которые были на несколько лет старше, чем большинство их американских оппонентов.

В «Движении вверх» разыгрывается тема соперничества времен холодной войны. Команда США и ее болельщики изображены дерзкими, самоуверенными «нарушителями правил», хотя при этом и отличающимися мужеством. Фильм также рассказывает об особенносях здравоохранения в СССР и культурных различиях, характерных для нынешних независимых стран постсоветсткого пространства. Едешко говорит, что это «справедливый и честный» взгляд.

Некоторые родственники игроков — участников финального матча не согласились с предложенной в фильме трактовкой персонажей. Например, забивший победный мяч Белов весь фильм разрывается между любовной историей и информацией о его неизлечимой болезни. Однако вдова спортсмена рассказала российскому изданию «Медуза», что в реальной жизни Белов, умерший от редкой формы рака в 1978 году в возрасте 26 лет, в 1972 году был холост и совершенно здоров.

Предстоящий Чемпионат мира по футболу, который пройдет в России, дает больше поводов для создания фильмов со спортивным сюжетом: от биографии вратаря Льва Яшина до вымышленной истории о современном тренере.

Сапрыкин считает, что фильм «Движение вверх» стал продолжением демонстрации любви и уважения россиян к советским звездам спорта. Актер рассказал, что он сам и Едешко после встречи на съемочной площадке стали как «дед и внук». Актера не покидает мучительное чувство, что современные спортсмены не соответствуют высокой планке советских «звезд». Смотря на фотографии команды 1972 года, «вы чувствуете, как тело покрывается мурашками. Вы понимаете, что осталось всего три человека (из тех, которые играли в финале 1972 года), и это все, — сказал он. — Эти люди уходят, а никаких новых легенд нет. Это самое печальное».

http://inosmi.ru/social/20180117/241212530.html
Оригинал публикации: Despite doping scandals, Olympic fever grips Russian cinemas
Опубликовано 16/01/2018 15:06

0

4

Свободная Пресса
17 января 2018, 18:34

Движение вверх и в сторону
Почему авторы фильма о победе сборной СССР над баскетболистами США «скорректировали» историю

Настоящим событием конца 2017 и начала 2018 года стал новый российский фильм «Движение вверх», пишет украинский еженедельник «2000». Шутка ли, спортивная драма о победе сборной СССР над американскими баскетболистами на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году уже стала самым кассовым фильмом в истории российского проката, собрав более 1,7 млрд рублей всего лишь с 28 декабря (нужно отметить, что и предыдущий рекордсмен вышел на экраны совсем недавно: российско-диснеевский «Последний богатырь» собрал 1,653 млрд рублей).

«Движение вверх» — это, безусловно, очередной снаряд коммерческого успеха в воронку, пробитую несколько лет назад «Легендой № 17». Собственно, те же продюсеры (в основном), та же «Студия „ТриТэ“» Никиты Михалкова, среди сценаристов обоих картин присутствует Николай Куликов, правда, режиссером стал не Николай Лебедев, а Антон Мегердичев, ну и главные роли достались не Даниле Козловскому с Олегом Меньшиковым, а Владимиру Машкову и… Пожалуй, все. Если в «Легенде» в ущерб другим ярчайшим звездам хоккея акцент был на Валерии Харламове, то тут на первом месте команда. А в ней трудно кого-то выделить.

«Сценарист обязан сконструировать историю»

Интерес к фильму и сборы впечатляют, все же это спорт и даже не самый популярный его вид в России — не футбол и не хоккей. Но нельзя не отметить, что сама история о вырванной у американцев победе за 3 секунды до окончания матча невероятно кинематографична. Тут не нужно быть супер режиссером блокбастеров, пробирают сами эти кадры с пасом через всю площадку Ивана Едешко, выловленным Александром Беловым в борьбе с двумя американцами мячом, и очень аккуратным, заполнившим своей значимостью каждую долю истекающих секунд попаданием в кольцо из-под щита.

Конечно, дело в том, что это победа над нежно любимыми в России американцами, да еще и первая в истории Олимпиад, и просто одна из самых знаменитых олимпийских историй. Таких побед жаждет любое общество, вот и идут в кинотеатры россияне, пойдут наверняка литовцы, пошли бы и граждане Украины, как шли на «Легенду № 17». Приятно увидеть большую и настоящую победу.

И все бы ничего. Но просмотр «Движения вверх» показал, что тенденции «Легенды № 17» по искривлению прошлого усилились и понятие «основано на реальных событиях» в современном кино, в данном случае российском, становится еще более размытым. Тогда, напомним, сценаристы спокойно перенесли автомобильную аварию Валерия Харламова в период, предшествующий Суперсерии с канадцами, чтобы Данила Козловский в фильме героически восстанавливался к этим встречам. Данное «Назад, в будущее» зрители и критики перенесли относительно спокойно, ведь это действительно было, пусть в 76-м, а не 72-м году (когда игралась первая Суперсерия хоккеистов СССР и Канады).

В «Движении вверх» сценаристы пошли дальше, и перенесли по времени болезнь Александра Белова. На самом деле, знаменитому баскетболисту диагностировали саркому сердца только в 1978 году, и тогда же Белов умер. Сценаристы решили, что будет куда «веселее», если заболеет автор победного броска еще до Олимпиады-1972.

Для киносценария, основанного на реальности или претендующего на это, важным является принцип самой возможности события. Могло или не могло? Валерий Харламов мог попасть в аварию до Суперсерии, восстановиться и забивать канадцам, а вот Александр Белов с саркомой на Олимпиаду поехать не мог.

Более того, Александру якобы становится плохо на матче в США во время подготовки к Олимпиаде, и тамошние врачи ставят диагноз, после чего тренер сборной СССР платит свои деньги за его лечение. И не просто свои деньги, а с трудом собираемые им средства на операцию для собственного парализованного сына.

Дело не в том, что в реальности никаких сборов денег на лечение и операции не было, но их и быть не могло. Ну да, знаменитая платная медицина — одно из самых ужасных проявлений советского строя, особенно, по логике сценаристов, не любили в СССР лечить своих лучших спортсменов, игроков сборных. Выкручиваться приходилось самостоятельно, подлечивая травмы в заграничных командировках на заработанные с помощью продажи икры и икон доллары.

А собирал ли наставник той сборной Владимир Кондрашин деньги на лечение своего сына Юрия? Скорее всего, сценаристы в данном случае не заглянули дальше первой страницы выдачи в Google или «Яндексе» (современные сценаристы обычно удовлетворяются этим) и прочитали новость о том, как в Санкт-Петербурге собирали деньги вдове великого тренера и его сыну на квартиру. Правда, было это после смерти Владимира Кондрашина в 2015 году. Ну да какая разница, сценарист снова сел в машину времени и спокойно перенес это в прошлое.

В итоге, в фильме вообще нет тренера Кондрашина, вместо него Владимир Машков играет тренера Гаранжина. Белова чаще всего называет Сашей и Саней, но без фамилии герой финала все-таки не остался. Евгения и Юрий Кондрашины и Александра Овчинникова (вдова Александра Белова) подали в суд, обвиняя создателей фильма «Движение вверх» в использовании без их согласия информации о частной жизни и требуя убрать из сценария недостоверные сведения о заболевании. 4 сентября 2017 года Пресненский районный суд Москвы отказал им в иске, в решении суда присутствует такая аргументация ответчика — «обстоятельства и действия персонажей представляют художественный вымысел и результат творческого труда авторов сценария и не являются биографическими фактами действующих лиц, обозначенных в фильме в качестве реальных участников и собирательных образов».

Также сообщается, что «после уточнения исковых требований истцами, авторами сценария были внесены изменения, полностью исключающие смешение в восприятии художественных характеристик личности в сценарии и фактов биографии, относящихся к периоду 1978 года».

Самый сильный аргумент, что в сценарии просто «показана реакция спортсмена на преодоление перегрузок», а вовсе не заболевание Александра Белова. Видимо, поэтому в фильме американские врачи и сообщают тренеру сборной, что с этой редкой болезнью его игрок проживет год или чуть более, такое вот «преодоление перегрузок».

Сценарий действительно был немного изменен, как рассказывает Антон Мегердичев, первоначальный был лучше. «В нем такие гадости были написаны, что я даже заболела после того, как его прочитала. В итоге, правда, кое-что убрали», — цитирует Евгению Кондрашину РБК.

«Мы позволяли себе менять время и место событий. Да, в 1972 году Александр Белов не был болен, но в 1974 году был. Когда вы делаете блокбастер, миф, легенду, сценарист обязан сконструировать историю, которая за два часа должна захватить, заставить плакать, смеяться, это жанр такой», — парирует режиссер, видимо, так и не запомнивший в каком же году по-настоящему заболел герой его фильма.

«Сашу Белова так и оставили больным, хотя это был расцвет его спортивной карьеры. Ведь это кощунство — показывать человека больным в лучшие его годы, зная, что спустя несколько лет после этих событий он умрет», — считает Евгения Кондрашина, а Александра Овчинникова в гневе предложила Никите Михалкову (как продюсеру) снять «художественный вымысел о своей семье, о том, как его родственники смертельно больны, пьют, спят с кем попало».

«Нам сказали, что если показать все как было, то никто в кино не пойдет, а я считаю, что все равно бы пошли. Сделайте такой сценарий, чтобы людям понравилось, а не выдумывайте ерунду», — считает Евгения Кондрашина. И действительно, неужели народ пошел из-за того, что выдумали ерунду, а не просто для того, чтобы на большом экране, с чувством и толком переживать победу сборной СССР?

Чуть не сбежавший литовец

Художественный сдвиг болезни Белова, наверное, главная проблема «Движения вверх», кощунство — это правильно подобранное слово. Но, поймавшие потный вал вдохновения сценаристы придумали еще много всего, стремясь сделать фильм еще ярче и интереснее, чем легенда о Валерии Харламове.

Из единственного литовца в той сборной, Модестаса Паулаускаса, сценаристы сделали ярого противника советского строя, литовского националиста, который в Мюнхене едва не принимает решение удрать на Запад. Конечно, этого не было, но сам Паулаускас выдумку воспринял благосклонно, в современной Литве подобные мифы воспринимают куда лучше, чем, например, истории о ленинградском прошлом Дали Грибаускайте (которая то и дело переписывает свою официальную биографию в ответ на обвинения в сотрудничестве с КГБ).

Тренер «Гаранжин» от Владимира Кондрашина сильно отличается, как отмечают даже одобряющие «Движение вверх» игроки той сборной. Собственно, это было понятно уже по трейлеру, когда тренер сборной СССР заранее обещает на пресс-конференции победить американцев, то физрук с политруком явно кого-то обманывают, это не советский стиль общения с прессой, а как раз американо-канадский. Наши спортсмены и тренеры, во-первых, воспитаны на пословице «не говори гоп…», то есть, суеверны, во-вторых, скромны и именно таким человеком был Владимир Кондрашин.

Помимо Гаранжина руководство советского спорта представлено карикатурно отвратительным персонажем Марата Башарова (Владимир Меньшов в «Легенде» силами своего актерского мастерства чуть подправил аналогичного героя), солидным председателем «Спорткомитета СССР» Сергеем Павловым в исполнении Сергея Гармаша. Гармаш-Павлов, в основном, болеет за сборную по телевизору, а герой Башарова много истерит, даже пытаясь перед финалом отказаться от игры с американцами, то ли из-за теракта с израильскими спортсменами, то ли из-за несостоявшегося бегства Паулаускаса.

Не очень приятным большую часть фильма является помощник Гаранжина Моисеев (в реальности заслуженный тренер СССР Сергей Григорьевич Башкин, помогавший Кондрашину на Олимпиаде-1972, сыграл огромную роль в борьбе с судьями за те самые три секунды), в частности, признается, что сдал провоз контрабанды командой. В конце, впрочем, Моисеев (Андрей Смоляков) меняется к лучшему. Врач сборной Всеволод показан офицером КГБ, это проясняет, почему в сборной мира «Движения вверх» не диагностировали заболевания игроков. И то верно, зачем баскетболистам врач? А вот лишний офицер КГБ не помешает, нельзя же, чтобы спортсменов на Олимпиаде в Западной Европе официально сопровождали службы безопасности.

Надо сказать, что в современных американских фильмах, вроде нашумевшей «Формы воды» Гильермо дель Торо или «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов советских шпионов показывают куда симпатичнее, чем в российских.

Наконец, один из забавных эпизодов фильма — проигранный советскими баскетболистами уличный матч случайным афроамериканцам. Играли на доллары против контрабандной черной икры и, конечно, стритболисты с навыками шоу-команды «Гарлем Глобтроттерс» обыграли наших звезд, после чего те с горя напились в баре.

С точки зрения сценаристов это неплохо, особенно, когда в конце эти американцы посмотрели финал ОИ-1972 и осознали, что они победили тех, кто обыграл сборную США. Но в реальности, разумеется, такого быть не могло и не только потому, что настоящие офицеры КГБ занимались в заграничных поездках прямыми обязанностями, а не изображали из себя врачей. На самом деле, человек, когда-либо игравший в баскетбол во дворе, отлично представляет, насколько выделяется на фоне любителей даже парень из ДЮСШ, не говоря о тех, кто на подходе ко второму составу. Тут же советские звезды, легендарные, по признанию тех же американцев, европейские баскетболисты.

Занятно так же, что сценаристы не акцентируют внимание на том, что сборная США на Олимпиадах тех лет была представлена не настоящим «Дрим Тим», а лучшими молодыми игроками. Смешно, когда в фильме спортруководство не понимает, зачем сборной СССР играть тренировочные матчи с какими-то студентами, хотя по факту со студентами из США в те годы наши и вообще все баскетболисты мира и соперничали, с огромным трудом только в 1972 году их победив на Олимпиаде. Этот момент от широкой аудитории мягко укрыт, зато на улице сборная СССР проигрывает.

Впрочем, по сравнению с жонглированием смертельной болезнью, это мелочь.

Автокоррекция СССР

При всем этом, фильм «Движение вверх» во многом заслужил такие сборы, люди вовсе не лукавят, когда говорят, что плакали и при первом, и при втором просмотре. В чем-то работа Мегердичева даже профессиональнее «Легенды № 17». Хороши почти все актерские работы (кроме опять-таки Александра Белова, но тут, быть может, актер и не виноват, слишком запутанный образ вышел с учетом всех обстоятельств), и у Владимира Машкова его «Гаранжин» получился поинтереснее, чем Тарасов у Меньшикова.

В фильме нашлось место и комичному, тут на первых ролях были два грузина, Зураб Саканделидзе и Михаил Коркия. В рамках подготовки к Олимпиаде сборная даже летала на грузинскую свадьбу и, хотя это кажется не более вероятным, чем перечисленное выше, в фильме смотрится хорошо. Как и место с попыткой Зураба и Михаила передать чачу грузину из израильской сборной. Не владея языками, они поют, и девушка в гостинице понимает, к кому им надо пойти. Это, конечно, не «Мимино», но… Правда, докрутить эпизод с учетом произошедшей далее с израильскими спортсменами трагедии, как раз тогда, сценаристы не смогли, просто сделали размытие, как и в прочих угловатых местах фильма.

Многие остались недовольны показом непосредственно баскетбола, так, кстати, было и с хоккеем в «Легенде № 17». Но дело в том, что любители спорта составляют не самую большую часть аудитории, и создатели фильмов к ним, судя по всему, не относятся, поэтому не видят красоты в средних планах с комбинациями. Надо сказать, на мой взгляд, в «Движении вверх» показ самой игры не так раздражает, как хоккей с канадцами на сплошных крупных планах. Ключевые эпизоды показаны достаточно грамотно и в то же время эффектно. Что касается данков (в случае с играми в Америке, даже с разбиванием щита), которые на самом деле в те годы не практиковались, то по сравнению с прочими допущениями — это опять же мелочи.

Показ финала, в целом, вытягивает «Движение вверх». Есть все детали знаменитого матча, неудачный пас Александра Белова в конце, после чего американцы вышли вперед, два неправильных ввода мяча в игру, споры из-за секундомера, казалось бы, современный сценарист должен был тут заскучать и придумать вместо этого какой-нибудь сердечный приступ, но нет. С другой стороны, тот сценарист, который придумывает концовки в баскетболе, особенно в таких матчах, заслуживает, чтобы его работу просто взяли в уже готовом виде.

Хороши финальные кадры, на которых просто показывают лица игроков в раздевалке, а та сборная была олицетворением дружбы советских народов. Русские Беловы, белорус Иван Едешко, узбекский казах Алжан Жармухамедов, литовец, грузины (украинцы Паливода и Коваленко, не игравшие в финале, в фильме никак не проявляются — не та обстановка).

Но сценаристов интересует другое. В конце помощник тренера (в фильме наделенный какими-то более мощными организационными полномочиями, чем Гаранжин), приносит в раздевалку конверты с премиальными. И игроки, уже услышавшие об истории тренера, оплатившего лечение Белову и нисколько всему этому не удивившиеся, жертвуют конверты Гаранжину. Деньги, таким образом, становятся ключевым моментом и в этой победе, ибо все тлен, все пройдет и забудется, и только они будут вечно совершать свой оборот.

Если этот акцент был поставлен сценаристами случайно, то это… неслучайно. Вообще, и фильм, и вся история очень показательны. И тот временной отрезок — настоящий перекресток пространственно-временного континуума, взять хотя бы тот факт, что неполадки с секундомером на финале были не у кого-то, а у самого Зеппа Блаттера, в будущем президента ФИФА.

И те годы, 72−73, своего рода точка невозврата в «Холодной войне», одна из битв которой прошла той ночью в Мюнхене (американцы до сих пор уверены, что у них украли золото), а другая незаметно проходила в Чили, где стараниями ЦРУ завершалась подготовка к свержению Сальвадора Альенде, и, казалось бы, причем тут то, что и СССР оставалось уже менее 20 лет.

Но история ведь идет дальше, и СССР очень сильно изменился теперь, спустя четверть века после своего развала. В книге «Библиотекарь» Михаила Елизарова специальный человек должен читать тайную «книгу смысла», благодаря которой продолжает существовать тот СССР, которого не было на самом деле, СССР мечты и советских книг. Так и здесь, «Движение вверх» с «Легендой № 17» — это другой СССР, перезагруженный и автоматически подкорректированный системой.

Что-то вроде другой ветки СССР, как во второй серии «Назад, в будущее», когда герои попадают в неправильные 80-е, где царствует изменивший прошлое главный злодей Биф. Это Советский Союз, созданный из нашего прекрасного далека, такой, каким его могут представить современные сценаристы, может быть, даже искренне и не обязательно демонизируя. Просто хочется же «взять все лучшее из СССР», в виде осевших в народной памяти и былинах спортивных побед, но изолированно.

Вот бесплатную медицину в свое светлое будущее мы не возьмем. И в прошлом ее не будет, ни к чему это. Не возьмем и ту систему подготовки спортсменов, как и советский массовый спорт, да и то кино — может, кто-то и захотел бы взять, да не выйдет.

Поэтому в современных фильмах о советском прошлом герои совершают подвиги, бьют канадцев в хоккей, американцев в баскетбол и немцев в войну (михалковскими же черенками от лопат), летают в космос, совершая там стыковки и растыковки, но все это как бы их личная инициатива, а начальство либо людоедски злое, либо комически тупое, и страна в целом так себе, даже сами спортсмены не очень понимают, для чего надрываются (в «Движении вверх» об этом немало рассуждают Паулаускас и Сергей Белов). Правда, у этой страны даже 3 секунд было не оттяпать, а сейчас Россия отправляется на Олимпиаду под нейтральным флагом.

Единственное, с чем сложно поспорить, так это с тем, что СССР остается очень хорошим товаром — взять хотя бы эти 1,7 млрд рублей в прокате. Товар, впрочем, опасный, поэтому на пачке большими буквами предупреждают о возможных последствиях для здоровья.

Андрей Крикунов.

От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

http://svpressa.ru/blogs/article/190728/

0

5

El Periodico, Испания

Путин эксплуатирует баскетбольную победу СССР над США в 1972 году
Пропагандистский фильм о легендарном олимпийском финале собирает огромную кассу в России

28.01.2018
Марк Мархинедас (Marc Marginedas)

Режиссер Антон Мегердичев вспомнил один из самых выдающихся моментов холодной войны, перетасовал реальные факты с выдуманными эпизодами, замесил на патриотическом чувстве, и получилась самая успешная российская картина всех времен. С момента премьеры в кинотеатрах, в декабре, фильм «Движение вверх» посмотрели 8,7 миллионов зрителей, а сборы составили 2,2 миллиарда рублей.

Кинолента рассказывает о событиях во время Олимпийских игр в Мюнхене 1972 года, когда советская сборная по баскетболу в первый и последний раз стала чемпионом, одержав победу над американцами, которые до тех пор ни разу не уступали этого звания. Это стало возможным из-за спорного решения переиграть три последние секунды матча, что позволило советскому игроку Александру Белову забить мяч, получив длинный пас через всю площадку от Ивана Едешко. Команда СССР обошла США всего на одно очко со счетом 51-50.

Некоторые моменты в фильме не соответствуют реальности. Литовский игрок не хотел эмигрировать на Запад, а рак, от которого в 1978 году умрет звезда команды и автор гола, не был диагностирован американским врачом до начала игр. Не показано также, что сборная США отказалась от серебряной медали.

Произвол бюрократии

Советская команда представлена в картине как группа смелых и волевых людей без средств, но с проблемами со здоровьем, которые страдают от произвола бюрократии. Американские игроки выведены высокомерными и не уважающими судейские решения.

Российские телеканалы выделили много эфирному времени этому кинематографическому событию, пусти интервью с актерами и встречи с участниками схватки. Один из них, собственно Едешко, сделал несколько заявлений, которые бы никогда не осмелился озвучить в атеистические советские времена: «Очень трудно выиграть за три секунды без помощи, и эта помощь пришла от Бога».

Картина заслужила похвальные отклики от властей. Министр культуры, Владимир Мединский, подчеркнул, что в ней «очевиден социальный запрос на гордость за свою страну». На премьере режиссер кинопродюсер, Никита Михалков, большой патриот и личный друг Владимира Путина, назвал «Движение вверх» противовесом «санкциям, двойным стандартам, фейкам и лжи». Только некоторые думающие люди, как Кирилл Шулика, квалифицировали его как «образчик пропаганды».

Оригинал публикации: Putin explota la victoria del equipo de baloncesto la URSS sobre EEUU en 1972
Опубликовано 23/01/2018 17:05
http://inosmi.ru/culture/20180128/241297912.html

0


Вы здесь » Россия - Запад » СПОРТ » Спортивные герои прошлых лет: История "3 секунд" олимпийского Мюнхена