Т.В.Партаненко
Возраст революции, революция возраста
Историко-психологические аспекты 1917 г.: Материалы XLII Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 4 декабря 2017 г./Под ред. д-ра ист. наук, проф. С.Н.Полторака, СПб.: Полторак, 2017. - 130 с. --- С. 94-98.
Столетие русской революции – событие, которое требует, прежде всего, осознания. Это очевидно, и множество попыток такого осознания свидетельствуют об этом. Представляется, что необходим и анализ места и роли революции не только в политической, экономической, социальной истории России, но и в истории этнической. [1]
Этнос, как явление, лежащее на пересечении природного и социального, рождается, проходит свои этапы развития и прекращает существование. В процессе жизни этноса так или иначе возникают какие-то кризисы, мешающие его развитию или даже угрожающие его существованию.
Современный русский этнос появился в конце XIV века, условно эту дату можно обозначить 1380 годом, когда «на Поле Куликово пошли ополченцы разных княжеств, а вернулся русский народ». [2] Для сравнения – современный Западный мир появился на свет в середине IX века.
Первый серьезный возрастной кризис у русских происходит в начале XVII века – Смута. Это время потребовало национального самосознания, принятия решения о собственном существовании. Как мы знаем, общий подъем национального чувства, народное ополчение помогают спасти Россию и изгнать иноземцев. На Западе подобный кризис решался в Крестовых походах. Если сравнивать этнос с коллективным индивидом, - а это допустимо, - то можно говорить о кризисе возмужания, переходе из юношеского возраста во взрослое состояние, времени когда человек должен обозначить свои приоритеты, предпочтения. Следствием такого этапа становится попытка формулировки своего предназначения, которая и у человека, и у этноса пока еще расплывчатая. В России появляется концепция «Москва – Третий Рим».