КОНТ
Василий Еремин
05.02.2018, 10:06
Царская индустриализация
За время правления коммунистов в России было создано огромное множество исторических мифов, причем многие из них популярны до сих пор. Например, считается, что понятие «индустриализация» связано исключительно со Сталиным. Дескать, до него никто не додумался в России массово строить крупные индустриальные заводы.
Разбираемся, как было на самом деле. Периодов бурного роста промышленности хватало и до большевиков. Наиболее широко известен петровский период, когда массово строились предприятия по всей стране, а на Урале была создана мощная металлургическая промышленность, существующая и ныне. Крупнейший в истории России индустриальный подъем был зафиксирован также в конце 19 - начале 20 века, в период правления Николая II. Путиловский завод был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по производству артиллерийских боеприпасов. С 1812 года завод начал развивать машиностроительное направление, приступив к изготовлению паровых машин. В 1868 году завод приобрел инженер и предприниматель Н.И.Путилов, который всего за 12 лет модернизировал производство и превратил весьма средний заводик в огромное машиностроительное предприятие мирового уровня. Довольно странно, как он обошелся без руководства ЦК, обкома, горкома, райкома и парткома при этом, не правда ли?
Завод производил высококачественную сталь, металлопрокат, орудийные башни, вагоны, станки, артиллерийские снаряды, землечерпалки, землесосы, водные и сухопутные экскаваторы, драги для золотых приисков, подъёмные краны, дробильные машины и многие другие виды продукции. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по объёму производства среди русских металлургических и машиностроительных заводов, а в Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. Потом - революционная разруха, восстановление, переименование в «Красный путиловец», затем в «Кировский завод», налаживание производства тракторов и танков…
К началу ХХ века у России сложилось два главных центра судостроения: на Балтике и на Черном море; зарождалась эта отрасль и на Дальнем Востоке. Старейшие Адмиралтейские верфи Северной столицы, основанные еще Петром I, в начале ХХ века были ключевым судостроительным предприятием на Балтийском море, со стапелей которого сходили лучшие корабли I ранга для Российского флота. Знаменитые Николаевские верфи, известные в советское время как «Судостроительный завод имени 61 коммунара», были ведущим центром судостроения на Черном море. Первые верфи Николаева появились еще в далёком 1788 году. В 1911 году Николаевское адмиралтейство было сдано в аренду «Русскому судостроительному акционерному обществу» для постройки на его базе современной верфи. В 1911–1914 годах для выполнения новых судостроительных программ на верфи строятся два стапеля с эллингами, сборочно-сварочный цех, ряд корпусов и достроечная набережная. Завод получает новое название — «Руссуд» (от «Русское судостроительное общество»), а рядом возникают мастерские заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), что послужило началом деятельности крупнейшего центра судостроения на Чёрном море. Именно здесь были построены флагманы Черноморского флота линкоры «Императрица Мария» и "Императрица Екатерина Великая"
В 1849 году акционерным обществом волжских предпринимателей была построена Сормовская машинная фабрика. Это был один из крупнейших в мире машиностроительных заводов универсального профиля, выпускавший в качестве основной продукции пароходы, буксиры, сухогрузные и нефтеналивные суда; кроме того, паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, котлы, платформы и трамваи. Первым судном, произведённым на заводе, стал колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. Здесь в 1870г. была построена первая в России мартеновская печь для выплавки стали. Дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат» не имели в мире аналогов и были первыми в мире дизель-электроходами. Эти речные нефтеналивные суда сошли с сормовских стапелей в 1903-1904 годах.К началу первой мировой войны в Сормове было построено более 500 судов, свыше 2000 паровозов, 60 тыс. единиц подвижного состава и другой продукции тяжелого машиностроения. В годы первой мировой войны предприятие сокращает выпуск гражданской продукции, развивает снарядное и пушечное производство, выпускает военные корабли и бронепоезда. В 1918 году завод был национализирован, а с 1922 года называется "Красное Сормово". Революционная разруха затронула и этот крупный завод, долгие годы пришлось восстанавливать производство, наращивать кадровый потенциал. При большевиках завод выпускал преимущественно военную продукцию, в годы Великой Отечественной войны выпускал танки Т-34. В наше время завод продолжает в основном производить продукцию судостроения.
Ижорский завод недалеко от Санкт-Петербурга вырос из нескольких мелких производств также в середине 19 века. Он быстро стал основным поставщиком брони для российского флота и береговых укреплений. На заводе осваивается строительство современных боевых кораблей, с 1878 по 1900 год было построено 19 миноносцев и 5 тральщиков. Отношения с Советской властью складывались у заводчан далеко не безоблачно, 9 мая 1918 года красногвардейцы расстреляли рабочих Ижорского завода, протестующих против политики большевиков. В 30-е годы завод продолжал выпуск брони, а также наладил производство широкого спектра машиностроительной продукции. Во время войны выпускал корпуса танков. В настоящее время завод производит оборудование для атомной энергетики и нефтехимического комплекса.
Звучит почти крамольно, но задолго до рождения даже родителей всех большевиков, аж в 18 веке на Урале была создана мощная металлургия мирового уровня. В 1725г. был получен первый чугун на крупнейшем в мире Нижнетагильском металлургическом заводе. Именно в 18 веке Россия перестала импортировать металл и сама стала вывозить его на экспорт. Вырабатывая в год до 500 тысяч пудов первосортного чугуна, Нижнетагильский завод был не только самым крупным в России и Европе, но и, по существу, монопольным экспортером уральского железа за границу – главным образом в Англию. И сегодня комбинат активно выпускает металлопрокат, в том числе на экспорт.
В начале XX столетия Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения. Крупнейшими производителями паровозов стали Путиловский, Брянский, Коломенский, Сормовский и Луганский заводы, а всего предприятий, которые производили паровозы, было 11. С 1900 по 1907 года эти предприятия производили в год больше тысячи паровозов, а также более 20 тысяч вагонов. Для сравнения: в 1918 построено 214 паровозов, в 1919 - 74, в 1920 - 61, а за 1921-1922 - 68. Были созданы многие оригинальные конструктивные формы российских паровозов, дальнейшее развитие которых привело к созданию образцов мирового уровня.
Особенно бурная индустриализация происходила в России в конце 19 - начале 20 века. Всего за 13 лет — с 1887 г. по 1900 г. — производство чугуна в России выросло почти в 5 раз, стали — также почти в 5 раз, нефти — в 4 раза, угля — в 3,5 раза, сахара — в 2 раза. Беспрецедентными темпами шло строительство железных дорог, в конце 19 века ежегодно вводилось в строй около 5 тысяч километров железнодорожного полотна. В 1900г. Россия занимала 4 место в мире по уровню мирового промышленного производства, ее доля составляла 9 %. Высокие темпы развития российской экономики были сравнимы только с темпами развития США. В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал вывод: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 г. идти так же, как они шли с 1900 г. по 1912 г., Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».
А лучше всего эффективность российской власти и рост благополучия народа показало бурное увеличение населения: с 1897 по 1914 год, то есть всего за 17 лет, рост составил 50,5 млн человек, коммунистам такой рост и не снился. Подведем краткий итог. Мощное промышленное производство в России не только существовало до большевистского периода, оно временами занимало лидирующие позиции в мире. До революции 1917 Россия активно экспортировала продукцию с высокой степенью прибавочной стоимости, а вот позже переименованная в СССР Россия стала поставщиком на мировой рынок исключительно сырья: зерна, леса, руды и т.п. Разумеется, никто не отрицает индустриальный рывок, сделанный страной при большевиках. Вот только до них для создания промышленных гигантов не требовалась революция и братоубийственная гражданская война, а за импортные станки не платили смертью миллионов голодных людей.
Источники:
Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России. М. 1960.
Завод «Красное Сормово» http://krsormovo.nnov.ru/
Музей завода «Красное Сормово» http://www.liveinternet.ru/use...
Нижнетагильский металлургический комбинат http://rus.evraz.com/enterpris...
Исторические факты Путиловского завода http://diletant.media/articles...