ОНИ ДАЖЕ УМИРАЛИ - СТОЯ..
А МЫ ЖИВЕМ - НА КОЛЕНЯХ
В начале своего президентства Борис Ельцин клялся, что ляжет на рельсы, если допустит снижение уровня жизни народа. Уровень этот не просто снизился, а упал, можно сказать, в пропасть. Однако Ельцин на рельсы не лег.
Под поезд в знак протеста осенью 1992-го лёг старый солдат Тимерян Зинатов…
ТИМЕРЯН ЗИНАТОВ - один из немногих чудом выживших защитников Брестской крепости. Войну он встретил, будучи курсантом полковой школы, располагавшейся в крепости. В первые же дни был тяжело ранен. Пытаясь прорваться через жесткое кольцо фашистов, получил еще одно ранение и уже , находясь в бессознательном состоянии, попал в плен к врагу.
Дальше – все тяготы плена, концлагерь.... Неудачная попытка побега. Второй побег, и уже возле чехословацкой границы летом 1944 года он вместе с другом вышел навстречу одной из наших частей.
Войну Тимерян Зинатов закончил рядовым в составе 277-го гвардейского истребительного противотанкового артполка.
Страшно тяжелыми были для молодого курсанта годы войны.. Брестская осада и фашистский плен могли сломать многих, но - ни Тимеряна.
Он - выжил и выстоял, несмотря ни на что...
Всю оставшуюся жизнь - каждый год - Тимерян приезжал в Брестскую крепость, дарил сотрудникам музея торты.
Его все знали.
Почему он так часто бывал в крепости?
Как и его друзья-однополчане, с которыми ветеран встречался в крепости, только здесь он чувствовал себя защищенным. Тут никто и никогда не сомневался, что они были героями настоящими, а не придуманными. В крепости никто не смел бросить им в лицо: “Если бы вы не победили, мы бы сейчас пиво баварское пили. Жили в Европе”...
Увы, в начале 90-х эти слова так часто слышались повсюду в нашей жизни..
В последний раз Тимерян Хабулович приехал в Брест в сентябре 1992-го года.
Все было как обычно: встретился с фронтовыми друзьями, бродил по крепости. Конечно, заметил, что поток посетителей заметно уменьшился. Наступили времена, когда стало модно чернить наше советское прошлое и его героев…
Пришло время отъезда… В пятницу он со всеми попрощался, сказал, что в выходные уезжает домой. Никто не мог подумать, что на этот раз он приехал в крепость, чтобы остаться здесь навсегда.
Когда в понедельник сотрудники музея пришли на работу, раздался звонок из транспортной прокуратуры: защитник Брестской крепости, выживший здесь в кровавом котле 41-го года, бросился под поезд…
Кто-то потом припомнит долго стоявшего на перроне аккуратного старика с чемоданом. При нем нашли семь тысяч рублей, которые он привез из дома на собственные похороны, и предсмертную записку с проклятиями ельцинско-гайдаровскому правительству – за всю эту устроенную ими унизительную и нищую жизнь.
И за измену Великой Победе.
Похоронить себя Тимерян Хабулович просил в крепости.
Из его предсмертной записки:
“…если бы тогда, в войну, умер от ран, я бы знал: погиб за Родину. А вот теперь – от собачьей жизни. Пусть так и напишут на могиле… Не считайте меня сумасшедшим… …я хочу умереть стоя, чем на коленях просить нищенское пособие для продолжения своей старости и дотянуть до гроба с протянутой рукой! Так что, уважаемые, не судите крепко меня и войдите в мое положение. Средства оставляю, если не обворуют, надеюсь, на закопание хватит… гроба не надо… Я в чем есть, той одежды хватит, только не забудьте в карман положить удостоверение защитника Брестской крепости – для потомков наших. Мы были героями, а умираем в нищете! Будьте здоровы, не горюйте за одного татарина, который протестует один за всех: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!”.
После войны в подземельях Брестской крепости была найдена надпись, нацарапанная на стене штыком: “Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 22.VII-41 г”. По решению ЦК эта строчка стала символом мужества советского народа и преданности делу КПСС.
Оставшиеся в живых защитники Брестской крепости утверждали, что автор этой надписи – курсант полковой школы, беспартийный татарин Тимерян Зинатов. Но бюрократов-функционеров больше устраивало, чтобы она принадлежала погибшему Неизвестному солдату....
Расходы на похороны Брестские городские власти взяли на себя. Похоронили героя за счет статьи “текущее содержание объектов благоустройства”…»
Мне очень больно было читать скупые факты из хроники о смерти ГЕРОЯ... Но когда дошла до этих последних строк, рыдал просто навзрыд...
От бессильного отчаяния: ГЕРОЙ для них - объект благоустройства...
Что хотел сказать нам всем своей гибелью старый солдат?? На что он пытался обратить тогда внимание впавшей в ступор страны?
И здесь есть смысл обратиться к воспоминаниям еще одного ветерана - защитника Москвы в 41-м и участника московского парада в честь 55-летия Победы - Виктора Яковлевича Яковлева.
В середине "святых" 90-х ездил он в Москву - встречаться с боевым другом. На Ленинградском вокзале уже перед отъездом домой зашли боевые товарищи - в праздничных пиджаках с орденскими планками - в пустующий зал, где были буфет и мягкие кресла. К ним тут же подскочила девушка, разносившая по залу напитки, и грубо показала на выход: “Сюда вам нельзя. Здесь бизнес-зал!”.
- Я ей,- рассказывал потом с горечью ветеран, - сгоряча ответил: “Значит, это для воров и спекулянтов, а нам нельзя? Как когда-то в Америке: вход неграм и собакам воспрещается”. О чем было еще говорить, когда все ясно. Мы повернулись и ушли. Но я успел заметить, как несколько этих так называемых бизнесменов, а попросту – жуликов, там гоготали, жрали, пили… Забыто уже, что мы тут кровь проливали… Все отобрали у нас эти сволочи чубайсы, вексельберги, грефы… Деньги, честь. И прошлое, и настоящее. Все! А теперь бреют в солдаты наших внуков, чтобы защищать их миллиарды.
Вот я хочу спросить: за что мы воевали? Сидели в траншеях – осенью по колено в воде, зимой в лютые морозы – по колено в снегу, месяцами не снимали одежду и не спали по-людски. Так было под Калинином, Яхромой, под Москвой… Там мы не делились на богатых и бедных…
Скажите мне - разве этот крик души старого солдата сегодня перестал бередить наше сознание?
Перестал быть актуальным??
Разве изменилась позиция новых хозяев жизни, их отношение к простому народу? Разве исчезла брезгливость нуворишей-буржуйчиков к “людям вчерашнего дня”, от которых, как пишут в гламурных журналах, исходит “запах бедности”?
И точно так же, по мнению авторов этих изданий, пахнут торжественные собрания в больших залах в день Победы, куда раз в год приглашают ветеранов и говорят в их честь лицемерные хвалебные речи.
А на самом деле они сегодня никому не нужны.
И тем более не нужна их преданность советскому образу жизни…