https://zen.yandex.ru/media/id/605d47b0 … 60328b5770

            ЕМИАС - система тотального контроля
           
              Мое - по счастью бывшее - место работы
Здравствуйте, вот и пришла пора сознаться, что я - врач. Не бывший - не бывает бывших врачей. Никуда не деть дипломы, знания, опыт и долгие годы работы в системе здравоохранения. Просто теперь врачом я останусь только для своей семьи, так как надеюсь больше никогда не видеть эту милую систему под названием ЕМИАС.

  Разумеется, причиной расставания с работой - кстати, весьма неплохо оплачиваемой - стала не только эта система - очень и очень много других причин, но гнет ЕМИАС стал абсолютно невыносим.

   Про другие причины - в другой раз, они тоже весьма весомы. А сегодня я хочу поговорить именно про систему, которая убивает самый принцип врачевания - лечить больного, а не болезнь.

         Итак - начало
   Начало электронным системам положено в конце нулевых. Я тогда работала в стационаре и хорошо помню появление АРМ врача - это действительно стало очень хорошим облегчением ведения документации и помощью. В те годы после стационара я подрабатывала по вечерам в поликлинике - тогда и вводился прототип ЕМИАС. Близко именно с этой системой я в ту пору не сталкивалась, но по отзывам коллег - была неплохая задумка, облегчавшая часть бумажного труда.

   Хорошо же - в карте пациента появляются анализы сразу после лаборатории, не нужно бегать и искать их на бумажных носителях, ничто не пропадает и не вклеивается случайно в чужую карту.

   Осмотры других врачей также можно увидеть не вставая со своего рабочего места, не роясь в картохранилище - тоже плюс.

В самом начале единственным отрицательным моментом помню эпизодические зависания системы, но это было понятно - система отрабатывается, технические проблемы будут решены и скоро работа с электронными документами будет куда более комфортна. Ну - так мы думали. К сожалению технические проблемы бесконечных сбоев не решены и сейчас, через столько лет.

Конечно, многим врачам, не привыкшим к компьютеру, было трудно в начале - но и эта проблема постепенно решалась, проводились обучения, со временем даже наши заслуженные пенсионеры начали ловко находить нужные буквы на клавиатуре, и все шло вроде-бы вполне хорошо.
         
           Когда все пошло не так
Не скажу точно, с какого момента система стала проникать в сам процесс врачевания - все было очень постепенно, исподволь.

   Наверное, началом можно считать то самое ограничение по времени приема. С одной стороны - удобно. У пациента есть время и талон, да и врач мог вполне распоряжаться общим временем приема в течение рабочего дня. Ведь изначально терапевту давалось 15 минут на прием, врачу ВОП - 20 - за это время можно было действительно и выслушать жалобы и толково осмотреть пациента и подумать над планом обследования и лечения.

Да и время для маневра в течение рабочего дня было вполне достаточно - ну, скажем, пришел ко мне человек, которому необходимо направление на МСЭк или выписка наркотиков - это при самом лучшем раскладе занимает не менее 40 минут. Но ничего - 2-3 пациента с легкой простудой или давно уже известные хроники, которые пришли на обычный осмотр и коррекцию терапии - с ними вполне хватит 7-10 минут - вот и нагнали время, занятое проблемами длительного решения.

  Но - чем дальше в лес - тем толще партизаны. Оптимизация в то время уже показала свой волчий оскал, участковость разрушена, и на одного врача нагрузка постепенно увеличилась многократно.

   Что получается? Доступность катастрофически падает, врачей не хватает. Тогда вполне логичный ход - сокращение времени приема. Постепенно оно дошло до 10 минут, а кое-где и до 8. Не буду сейчас про то, что за это время можно сделать хоть что-то толковое только в том случае, если ты уже давно знаешь своего пациента. Если человек у тебя впервые, да еще и с проблемой нетривиальной - это совсем беда.

   Но - собственно система и не требует лечения - ни вдумчивого, ни формального - вообще никакого. Для системы что важно? Время ожидания - если человек не попал на прием в течение 20 минут после времени, обозначенном на талоне - штраф. Важно заполнение всех необходимых граф в электронной карте, важно поставить правильный код, иначе - конечно же очередной штраф. На этом, собственно, и все.

   Что, получается, делать врачу? Правильно - вместо нормального осмотра - одним глазом в комп - следить за временем, концентрируемся только на основной жалобе - остальные не важны - время катастрофически поджимает.

  На этом фоне очень здорово слышать рассуждения мадам-с-арбидолом о том, что никто врача не ограничивает - сколько нужно времени, столько он и должен потратить на пациента. Ага, как же. С одной стороны тикает время ЕМИАС, с другой - гудит в коридоре раздраженный ожиданием народ, с третей - после 8-ми часового честно отработанного рабочего дня хотелось бы все же домой, а не сидеть еще 2-3 часа разгребая бумажную и электронную шелуху.

        И - тотальный контроль
Ну а дальше - все страньше и страньше - падаем в кроличью нору вместе с Кэрроловской Алисой.
   Кто сталкивался с таким понятием - пакет обследования?

  Это интересная штука - пришел человек, скажем с гипертонией. Нажимаешь кнопочку - выскакивает ряд обследований по данной болезни - ну там анализы, ЭКГ. Вроде - удобно. Но как всегда - зри в корень.

   Я вижу в этом не экономию времени, а сокращение обследования. Ведь если у пациента та же ГБ, то я не могу внести в пакет, например, ревматоидные пробы или гормоны щитовидки. Пока что эта система не работает в полной мере, но все идет именно к тому, что шаг вправо или влево будет караться.

  Так же очень настораживает предварительный диагноз - забиваешь в строку жалобы и получаешь несколько диагнозов. Пока эта система тоже только проходит обкатку, но ведь нет ничего, что тестируется просто так, и вскоре мы увидим результаты этого представления.

Думается, это будет - примерно так. Жалобы - только конкретика и только по одной болезни - 2 просто в систему не влезут. С другими проблемами пожалуйте в другой раз. Затем - диагноз от системы, пакет обследования и план лечения. При том, что рекомендации в наших реалиях почему-то сразу становятся обязательными и отступать от них нельзя.

Таким образом, пациент из человека превращается в простой набор жалоб
, каждую из которых будет лечить электронный мозг, а врач становится придатком к компьютеру - простой кнопконажимальщик. Элементы этого уже вовсю тестируются сегодня. Дальше - что? На мой взгляд - вполне логично - терминал, в котором в строке жалобы забиваешь свои проблемы и получаешь рецепт. Зачем посредник между системой и пациентом в виде врача?

Ну а сегодня - контроль со стороны ЕМИАС, департаментские камеры на каждом повороте коридора и в процедурных кабинетах (спасибо в туалетах вроде пока еще нет) плюс наблюдатели из различных ведомств, не имеющих к медицине никакого отношения. При этом - никакого контроля лечения. Ты можешь вполне инфаркт профукать - ничего страшного, простой рабочий момент. А вот если время приема на 30 мин пропустил или в маске ниже носа под камеру попал - все, готовь вазелин.

Зла я на систему? Конечно. Она убивает мою профессию, убивает стремление помогать людям, разрушает все устои и основы - не навреди, лечи больного а не болезнь, повышай свой профессионализм - это никому не нужно. Нужно - быстро нажимать на кнопки и не возражать никакому бреду вышестоящих.

Какое счастье, что я в эти игры больше не играю. Великое счастье.