Джеймс Мантет
Энциклопедия «Сладкой N»
Историко-психологические аспекты распада Советского Союза: исторические параллели и опыт осмысления: Доклады L Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 13 декабря 2021 г. / под ред. д-ра ист. наук, проф. С.Н. Полторака. - СПб.: Полторак, 2021. - С.50-56.
Аннотация. Современники уподобляют песню «Сладкая N» со-
ветского музыканта Майка Науменко «энциклопедии» жизни нации
и ее северной столицы, устанавливая сравнение значения песни с
ролью «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, согласно ее определению
Белинским. Рассмотрение песни обнаруживает примеры содержания,
которые можно отнести к предполагаемой энциклопедии. Живой за-
лог «Сладкой N” служит восстановлению восприятия неразрывной
культурной целостности, пережившей возникновение и распад Со-
ветского Союза и переименования Санкт-Петербурга и Ленинграда.
Ключевые слова: вторая культура советской эпохи, русская рок-
культура, русская культура, русская культурная преемственность,
петербургская культура, ленинградская культура, «энциклопедия
русской жизни», «Сладкая N», Майк Науменко.
The Encyclopedia of «Sweet N»
Abstract. Contemporaries have likened Soviet musician Mike
Naumenko’s «Sweet N» to an «encyclopedia» of life in the nation and
its northern capital, establishing a comparison between the song’s
meaning and Belinsky’s characterization of Pushkin’s Eugene Onegin
as an «encyclopedia of Russian life». A survey of the song suggests the
hypothetical encyclopedia’s content. The vital testament of «Sweet
N» contributes to the perception of a seamless cultural continuity that
has survived the rise and fall of the Soviet Union and the renamings of
St. Petersburg and Leningrad.
Keywords: Soviet unofficial culture, Russian rock culture, Russian
culture, Russian cultural continuity, Petersburg culture, Leningrad culture,
«encyclopedia of Russian life», «Sweet N», Mike Naumenko.
Со времен появления на свет песни советского музыканта Майка
Науменко «Сладкая N» на рубеже 70-х–80-х песне приписывают ка-
чество «энциклопедичности». Формулировка ставшего традиционным
отношения к песне подсказана известной статьей великого критика
XIX века В.Г. Белинского о пушкинском «Евгении Онегине» (1833),