Апраксина Татьяна Игоревна
Арройо-Секо, Калифорния (США)
Журнал «Апраксин Блюз», главный редактор

Культура как модель и вектор эволюции

V Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие — от прошлого к будущему» : программа и тезисы докладов. Санкт-Петербург, 8–10 ноября 2021 г. — Санкт-Петербург ; Москва : Институт Наследия, 2021. - С.191-192.

Клич «хлеба и зрелищ!» остается актуальным манифестом той культуры, которую принято называть массовой и ко-
торая призвана удовлетворять простейшую потребность представителей homo sapiens в развлечениях, т. е. в полу-
чении удовольствия, сравнимого с удовольствием испытывать чувство сытости. С этой точки зрения единственным
оценочным критерием ее деятельности является достигнутая степень развлекательности и разнообразия. Характер
и средства массовой культуры определяются текущим состоянием и взглядами общественного контекста, черт
эпохи, служащими моделью, которую массовая культура стремится отражать в положительном или отрицательном
значении. В этом смысле можно сказать, что массовая культура берет на себя функцию непосредственного ис-
полнителя социального заказа. Массовую культуру характеризуют этико-культурный релятивизм и инерционный,
нуждающийся в периодических энергетических толчках, тип динамики, являющиеся показателями инволюционного
191
вектора движения. Отличие от нее культуры элитарной, а лучше было бы сказать культивированной, заключается
в том, что последняя возникает из внутренней потребности в развитии и реализации наиболее человеческого
в человеке (как в себе, так и в обществе), что является одновременно и ее целью независимо от идентификаци-
онной ориентации. Успешным результатом подобной культурной деятельности можно считать создание эталонной
модели восприятия и оценки действительности, модели, превосходящей текущий социальный контекст данной
эпохи и побуждающей его принять таковую в качестве вектора эволюции. Главным критерием культуры культи-
вированной служит оценочная сторона деятельности ее носителя, прежде всего его этическая позиция, а также
требовательность к степени совершенства его продукции. В качестве двигателя такого вида культуры выступает
внутренний императив личности, что снимает условие обязательного внешнего стимулирования. Без присутствия
постоянно развивающегося эталона культуры, поднимающего общий уровень культурной иерархии, лестница куль-
турной шкалы обнаруживает тенденцию к смещению и смешению своих взаимопитающих ступеней-градаций на
все более низких планах, что в наши дни приводит к готовности и расположенности общества фундаментально
переопределить само понятие КУЛЬТУРА в согласие с принципами глобализованного по западному образцу суще-
ствования. Так, Стэнфордская энциклопедия философии 2020 г. в своем толковании термина «культура» полностью
устраняет понимание КУЛЬТУРЫ в единственном числе и едином для всех значении, заменяя его представлением
о бесконечной множественности существующих «культур» и рассматривая исключительно вопросы их обществен-
ных форм и правовых сторон отношений с политической (демократической) властью. Однако никакие количества
безоценочно равных «культур идентичности» (или, скорее, как уточняет статья энциклопедии, «идентичностей
культуры») в современном мультикультурном мироустройстве не способны создать полноправный противовес
подлинной культуре доступного человеку совершенства.