Жорж Нива
VII. ЕВРОПЕЙСКАЯ СТОРОНА РОССИИ
Россия, Европа и критерий истины
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Наступило подходящее время, чтобы пересмотреть наши взгляды на Россию, на отношения России и "Европы", подытожить бесконечный спор о русской "азиатчине", о пропасти между "ними" и "нами".
Рушатся табу, зарубцовываются "дыры памяти" в советском сознании. Россия хочет опомниться; обретение памяти предполагает поиск точки отсчета. Россия избавляется от мифа о "новом человеке", о "tabula rasa". Идея классово определенной, воинственной истины, служащей делу революции, причинила немало разрушений, природных и человеческих катастроф, полностью стерла целые грани человеческого существования. Сегодня мы пытаемся реанимировать "естественного человека".
"Человек инструментальный" на службе у революционной идеи - сегодняшнее поколение освобождается от этой мифологемы, судит ее, срывает маску и, в конечном итоге, отрицает ее. Догмы больше нет -она улетучилась; "моральный кодекс строителя коммунизма" не является обязательным, и русский человек после семидесяти лет советского бытия оказался способен жить, вспоминать, искать себя, делить с человеком европейским то, что я назвал бы европейским опытом истины.
Говорили, что русский человек-коллективист и максималист; ему чужд "струящийся" инвидуализм Монтеня, культура собственного "я", диалектика разума и опыта. Народился новый человек, с другим языком и мышлением, которые нужны не для диалога между "я" и "ты" (по выражению Вячеслава Иванова), а в качестве инструмента для коллективного "мы", рожденного революцией, для коллективистского братства, не имеющего ничего общего ни с любовью к ближнему, пришедшей из Назарета, ни с афинским "познай самого себя".
И все же некоторые наблюдатели шли наперекор этому мнению, обличали террор, скрывавшийся за сотворением "нового человека". Один из них, Борис Суварин, закончил свою книгу "Сталин" (1935) определением, выдержанным совершенно не в духе эпохи: "Агония социалистических упований в мире открывает неуловимый идеологический кризис". "Апологетам бесчисленных преступлений, совершенных Сталиным и его приспешниками" Суварин (рационалист, классический, европейский мыслитель, упорствующий в своем личном поиске) противопоставляет сопротивление правды. Увы, его мысли вызвали презрение даже у таких политиков, как Андре Мальро (см. об этом предисловие автора к новому (1977) изданию "Сталина"). Нельзя было не только "приводить в отчаяние Бийянкур", как говаривал Сартр, но и отнимать надежду у интеллигенции, принимавшей участие в построении нового мира и новой истории - односторонней, однонаправленной. Суварин остается европейцем, когда следует совету Макиавелли: "Иди своим путем, и пусть люди говорят, что хотят". Именно это оказывается под запретом при тоталитарном режиме: нельзя запереться в башне из слоновой кости, нельзя уйти в себя. Власть требует: "Иди с нами, повторяй за народом".
Суварин пишет по поводу "потока признаний" в ходе "процесса 21" 1938 г.: "Последние слова Раковского кажутся всесторонне обдуманными: он хотел сказать правду, не давая палачам лишнего повода для травли". Вот над чем стоит задуматься: есть ли косвенный призыв к истине в сумасшедшей, безграничной лжи, которую заставляет говорить палач? Или же следует, подобно Кёстлеру, верить, что Комиссар создал нового человека и новую правду, даже для жертвы? Сегодня можно сказать: Суварин был прав, Кёстлер ошибался.