Жорж Нива
XII. СОЛЖЕНИЦЫН, КАК ВСЕГДА
Антиэпопея "Красное колесо"
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Итак, роман-эпопея "Красное колесо" завершен. 1200 страниц "Апреля Семнадцатого" прибавились к уже опубликованным "узлам" первого "действия". Но начатому таким образом второму "действию" суждено остаться незаконченным, как и трем другим, некогда задуманным автором. Он сам объявил, что отказывается от дальнейшей работы над этим колоссальным сооружением, непосильной для пожилого человека. В конце "Апреля Семнадцатого" помещено краткое изложение четырех мертворожденных "актов", которые останутся ненаписанными.
"Красное колесо" - вероятно, первое огромное сочинение романного типа, в котором, несмотря на гигантизм, содержится некий, пусть невыполненный, замысел. Он, как массивная подводная платформа, держит надводную часть, сам оставаясь невидимым. План этот вычерчен до 1945 г. и посвящен участи пленной России. Мысль описать громадный "кусок" истории соблазняла и Пантелеймона Романова, с которым Борис Можаев как-то сравнил Солженицына. Солженицын признает, что его замысел удался лишь отчасти, и оправдывается колоссальным объемом материала, собственным возрастом и, в первую очередь, тем, что "после Апреля ситуация меняется скорее количественно, чем качественно". Иначе говоря, поражение Февральской революции родилось вместе с ней, "октябрьский переворот с апреля вырисовывается как неизбежный".
Итак, теперь можно сделать попытку разобраться в структуре, смысле, развитии гигантского "Красного колеса", которое вращается уже давно, а сегодня - с еще большим безумием, чем когда-либо прежде. 6246 страниц "Колеса" разделены на "отмеренные сроки" и образуют четыре "узла" в математической кривой "повествованья" (не считая 134 страниц, где вкратце изложено содержание задуманных "узлов", которым суждено остаться ненаписанными). Необычность "резюме" недвусмысленно указывает на основную интенцию этого огромного "исторического" текста -дидактическую и историософскую. Роман (вспомним Толстого) нельзя кратко пересказать. Роман - мечта о времени и во времени. Роман втягивает вас в другое временное измерение, вы принимаете его, покидая свое, привычное время, и романное течение времени уносит вас, заставляет ваш пульс биться иначе.
У Солженицына намерения другие. Он хочет сохранить для потомков историю - осмеянную, перевранную, изрезанную ножницами цензора. Он предпринимает колоссальную архивацию исторического времени. Конечно, он пытается это время пересоздать, и потому его можно назвать романистом. Но архивация доминирует над вымыслом, который возникает в "болевых точках" текста, но не является его двигателем. Точно так же и вымышленные персонажи не направляют текст; он наполнен исторической хроникой, реальными действующими лицами, шагнувшими на страницы из газет, мемуаров, собранных свидетельств. Читать Солженицына - испытание, требующее времени. Для людей моего поколения это было испытание в реальном времени, длившееся тридцать лет: с 1962 по 1992 год, когда была перевернута последняя страница последнего "узла". Это испытание изменило нас, Россию и мир. Такого рода связь между современной историей, автором, читателем и историей прошлого -явление совершенно уникальное. Следовало бы написать нечто под заглавием "Читая Солженицына" - это и была бы история означенных тридцати лет. Переменился автор, читатель, мир, стала иной Россия - и перемены эти произошли во многом благодаря автору "Красного колеса".