Жорж Нива
XIII. Прозаики-нонконформисты
Горенштейн, или духота
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Фридрих Горенштейн - писатель трагический. Он бунтовщик в полном смысле слова и потому обречен на одиночество. Те, кто читал повесть "Искупление" или роман "Псалом", согласятся со мной в том, что сквозная тема его творчества - судьба еврея, оказавшегося между жерновами тоталитарных режимов, еврея, уничтожаемого гитлеровцами и унижаемого русскими. При этом в его плотных, насыщенных произведениях нет ничего анекдотического или просто реалистического, там нет неба и нечем дышать, там нет кормилицы-земли и нельзя прилечь. Аллегории избранного и изгнанного народа, Сына Человеческого, которому негде приклонить голову, пронизывают все написанное им. "Ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе", - гласят строки из Второзакония, предпосланные роману "Место" в качестве эпиграфа.
"Место" - пространный, широкий по охвату событий роман, созданный Горенштейном в начале семидесятых. Здесь рассказывается о годах учения молодого человека, живущего в послесталинскую эпоху, при Хрущеве. Место -это отвоеванное ценой немалых усилий место в общежитии, из которого всегда могут выгнать. Его занимает Гоша, главный герой романа (от его имени ведется повествование). Отец Гоши-советский генерал, расстрелянный в 1939 г., вскоре после подписания "Договора о дружбе и границе" между СССР и Германией. Это "койко-место" и есть минимум пространства, отведенного изгою в тесном, зверином, тлетворном мире советского социума. Советское общежитие несколько раньше описал Солженицын ("В круге первом"), но Горенштейн значительно превосходит его по насыщенности изображения. Как на ксилографии, перед взором внимательного зрителя из хаоса линий возникает змеиный, бальзаковский мир; в джунглях общежития люди едят, пьют и даже совокупляются. Гоша лелеет растиньяковские планы: он хочет переломить свою судьбу, покорить советское общество. Наступившая оттепель, реабилитация отца позволяют ему поднять голову, но он еще не понимает, что высовываться не стоит. "Рабство есть необходимое для слабого человека условие", - прочел Гоша в брошюрке, опровергающей теории Ницше, и понял, что речь идет именно о нем. В борьбе за койко-место лучше не радоваться заранее...
Но обманчивое наслаждение, охватившее Гошу (он - сын генерала!), заставляет его отбросить усвоенную манеру лгать и прятаться: он поверил в сверкающую истину обновления - и ошибся. Гоша сближается с группой крикунов, которые считают, что во всех несчастьях России повинны евреи, составляет список своих врагов, но его ненависть устарела, прогоркла. "Мой перечень врагов страдал серьезным недостатком: в нем был личный элемент, придававший идеологически-политическому сражению чересчур прозаический оттенок". Великая битва со сталинизмом в общежитии заканчивается болезненными ударами в спину. Гоша колеблется, не зная, на чем ему остановить выбор: на публичном доме для зажиточных штатских и военных или на заговоре Щусева. Его привлекают ритуалы заговорщиков, притягивает игра. В сцене посвящения Гоша дает клятву бороться с клевретами Сталина: он читает отпечатанный на шершавой бумаге текст торжественного обещания и делает порез на пальце, чтобы от крови покраснела вода, которую он должен выпить.