Жорж Нива
XIV. Русские изгнанники
"Третий Толстой"
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Сейчас популярность Алексея Николаевича Толстого - "третьего Толстого" - потускнела: сочинения "большевистского графа", издававшиеся некогда колоссальными тиражами, уже не так захватывающе интересны для современного читателя. Возможно, это реакция на преизбыток славы, сопутствовавшей Толстому в те дни, когда, будучи сотрапезником и другом Сталина, он стал наиболее почитаемым советским писателем и, увы, записным льстецом великого Вождя. Ныне Толстого следует читать и ценить по двум причинам. Во-первых, он был очень щедро одарен как стилист, рассказчик и мастер слова, что, вероятно, не позволит забвению поглотить все его сочинения. Во-вторых, пройденный им путь ни на что не похож - и в то же время характерен для некоторой части русской интеллигенции, признавшей Сталина вследствие "национал-большевистских" убеждений (термин принадлежит историку Н.В.Устрялову, к которому Толстой был в определенный момент весьма близок).
Он появился на литературной сцене в 1907 г. и уже в 1911 г. добился известности. Андрей Белый пишет о нем в мемуарах ("Между двух революций"): "Москва знакомилась с Алексеем Толстым, которого подчеркивал Брюсов как начинающего... поэта; Толстой читал больше стихи; он предстал романтически: продолговатое, худое еще, бледное, гипсовой маской лицо; и -длинные, спадающие, старомодные кудри; застегнутый сюртук; и - шарф вместо галстука: Ленский! Держался со скромным надменством". Со временем этот Ленский оброс жиром, но сохранил во всем облике -даже в цинизме и в манерах утомленного жуира -некий аристократизм . По словам Бунина, это "был веселый, интересный собеседник, отличный рассказчик, прекрасный чтец своих произведений, восхитительный в своей откровенности циник; был наделен немалым и очень зорким умом, хотя любил прикидываться дураковатым и беспечным шалопаем, был ловкий рвач, но и щедрый мот, владел богатым русским языком, все русское знал и чувствовал, как очень немногие...".
Граф Алексей Толстой вошел в русскую литературу, как Пьер Безухов - в петербургские салоны: небрежно, лениво; о нем шла слава мистификатора, а любовь к праздникам и развлечениям никогда его не покидала. В бытность студентом в Дрездене, куда он отправился с первой женой (ее он вскоре бросил, увлекшись художницей Софьей Дымшиц), Толстой выпускает первый стихотворный сборник "За синими реками" (1907), в котором о красоте небольших угасающих дворянских усадеб рассказано с подчеркнутым прозаизмом, заставляющим вспомнить стихи Шарля Сент-Бёва. В "Сорочьих сказках" (1910), первом шедевре Толстого, раскрылся его поразительный талант рассказчика: стилистическая точность, пластичность и гибкость, тончайшее, никогда не подводящее автора чутье на слова. Он обожает богемную жизнь, близко знакомится с самыми передовыми художниками - Сомовым, Бенуа, Кустодиевым (чья стилизованная, роскошная живопись родственна творческой манере самого Толстого), с известными писателями - Тэффи, Бальмонтом, Волошиным и другими. Он будет позировать Баксту и Кончаловскому; рано оплывшее лицо, подстриженные "под горшок" волосы, изысканнейшие костюмы, коллекции дорогих безделушек и английских трубок - все это делает его героем художественной богемы, от которого все без ума.