Жорж Нива
XIV. Русские изгнанники
Русские богословы в изгнании
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Вот скромная и важная книга93. Православный француз, философ и теолог, строго и сдержанно излагает идеи своих учителей, русских богословов, покинувших родину и обосновавшихся в Париже. Один, Владимир Лосский (1903-1958), был связан с Московской патриархией, а потому вкусил и горечь гонений на церковь, и унизительные компромиссы, на которые она вынуждена была идти; другой, Павел Евдокимов (1900-1970), подчинялся Константинопольской патриархии, преподавал в Парижском Сергиевском богословском институте, основанном о. Сергием Булгаковым, активно участвовал в диалоге церквей во время Второго Ватиканского собора, при котором он состоял наблюдателем.
Если пользоваться словом из заглавия книги Клемана, то другие русские мыслители также были "проводниками" (passeurs) между Востоком и Западом: я имею в виду прежде всего Николая Бердяева и его влияние на идеи и движение Эманюэля Монье, но еще и Льва Шестова, Бориса Шлёцера, Петра Сувчинского или же Владимира Вейдле, эстета и эстетика, автора книг "Пчелы Аристея" и "Задача России"... И все же диптих "Лосский - Евдокимов" представляется совершенно оправданным: два человека, сформировавшиеся в лоне русской религиозной мысли начала столетия, свидетельствовали о православии на современном им Западе и делали это без тени горделивого и болезненного подчеркивания конфессиональной изоляции, которое, увы, не редкость в православных эмигрантских кругах. И Лосский, и Евдокимов писали по-французски, их труды переиздаются: в 1977 г. вторым изданием вышло "L'Essai sur la théologie mystique de l'Eglise d'Orient" ("Исследование о мистической теологии Восточной Церкви") Лосского, главное его сочинение "Théologie négative et connaissance de Dieu chez Maître Eckart ("Апофатическое богословие и богопознание у Мейстера Экхарта") появилось с предисловием Этьена Жильсона. Среди работ Евдокимова укажу на "L'Amour fou de Dieu" ("Безумную любовь Бога") и "Dostoievsky et le problème du mal" ("Достоевский и проблема зла").
Оливье Клеман воздает должное их памяти, но делает это очень сдержанно. Он предпочитает оставаться в тени, хотя был учеником и другом своих героев (особенно Евдокимова). Хотелось бы, чтобы созданные в книге портреты были теплее, интимнее, чтобы изложение собственно теологических вопросов теснее сплеталось с непредсказуемыми поворотами бытия. Скажем сразу: это фигуры разного масштаба. Мысль общительного, наделенного харизмой Евдокимова не столь ясна и, безусловно, не так мощна и глубока. Владимир Лосский, сын Н.О. Лосского, в 1922 г. со всем семейством высланного большевиками из России на "философском пароходе", - мыслитель умозрительного склада, взыскательный, притягательный, жесткий, "скала и пламень", как пишет о нем Клеман. Его лекции в парижской Высшей школе социальных наук могли покорить немногих слушателей. Лосский был поистине "проводником" сразу в двух направлениях: он писал о Мейстере Экхарте и с "восточной" точки зрения толковал "связь-пропасть" между рейнским проповедником и западной мистикой. Евдокимов же был скорее вдохновенным популяризатором русского религиозного ренессанса начала XX столетия.