А. Дравич (Варшава)
"Мастер и Маргарита" как оружие самозащиты
ОДНА ИЛИ ДВЕ РУССКИХ ЛИТЕРАТУРЫ?(Сб.) --- Lausanne, Ed. L'Age d'Homme, 1981
Уважаемые дамы и господа! Раз уж в названии нашего коллоквиума заключен вопрос, разрешите мне тоже начать с вопроса: что может и что должен сделать человек, которому - по его натуре, по его существу - жизнь в данной государственной системе совершенно противопоказана?
Михаил Афанасьевич Булгаков долго искал ответа на этот вопрос. Можно предположить, что в какое-то время он видел выход в эмиграции, но когда, судя по всему, решился уехать, ему помешала болезнь. Это было в начале двадцатых годов.
В конце 20-х годов он попросил разрешения на эмиграцию, но одновременно искал возможность отодвинуть от себя эту горькую чашу, и когда такая возможность появилась, он принял ее с облегчением. Таков был смысл и практическое значение известного разговора со Сталиным в апреле 1930 года.
Несколько раз в тридцатые годы Булгаков просил позволения поехать за границу на какое-то время, и постоянно получал отказ. Вероятно, это желание было каким-то наваждением, его idée fixe. Как все самое тяжелое в своей жизни, он сумел преодолеть и это - мужественной шуткой. После одной из таких неудачных попыток он писал Вересаеву: "...и я очутился вместо Сены на Клязьме. Ну что же, это тоже река." В этом - весь Булгаков. А если бы получил разрешение на выезд, отказался бы он вернуться? Сомневаюсь. Его рыцарской натуре был противен обман даже тогда, когда нерыцарский противник не признавал никаких принципов.
В кругу, близком к семье Булгакова, ходили слухи, что в декабре 1939 года, после начала войны с Финляндией, Булгаков, якобы, хотел идти на фронт, чтобы там перейти к финнам. Это, однако, звучит слишком неправдоподобно, да и в то время он был уже тяжело болен.
Сначала не сумев, а позже не желая оставить навсегда свою страну, Булгаков попытался как бы оставить самого себя: сменить профессию. От своей профессии врача, которой превосходно овладел, он бежал в неизвестное - в литературу. Он был хорошим врачом - теперь для него было делом чести стать хорошим писателем. Конечно, такой выбор связан с чем-то иррациональным, называемым "призванием". Но в этом выборе должна была также скрываться надежда на независимость и свободу действий. В родном городе Булгакова, Киеве, без конца сменяющиеся власти мобилизовали его в различные армии. Вероятно, литература ассоциировалась у него со свободой. Он не знал, что вскоре придет время мобилизации писателей и что уклониться от литературной службы будет значительно труднее, чем от военной.
В литературе он стал мастером, но это его ни от чего не спасло. Наоборот. И несмотря на то, что он хотел - только - дать честное свидетельство. Когда он был фельетонистом и репортером, то внимательно всматривался в новую послереволюционную жизнь в надежде, что она предвещает новый порядок. С убеждением хвалил этот порядок, напуганный недавней анархией. Но, будучи от природы и по своему темпераменту сатириком, он одновременно не мог не замечать в том, что возникало, элементов гротеска и кошмара, предвещающих новую опасность. За это он был сурово осужден. Сатира как таковая тогда казалась подозрительной; наиболее верноподданные вообще отказывали ей в праве на существование.