В. Казак (Кельн)
Формы иносказания в современной русской литературе
ОДНА ИЛИ ДВЕ РУССКИХ ЛИТЕРАТУРЫ?(Сб.) --- Lausanne, Ed. L'Age d'Homme, 1981
Нередко в статьях, посвященных советской литературе, мы встречаем понятие "иносказание". Писатель, старающийся высказать свое внутреннее убеждение, изобразить свой собственный опыт, волей-неволей обращается к "иносказанию", иными словами, он говорит одно, но имеет в виду совсем иное, в расчете, что и читатель правильно воспримет это "иное". И подается это "иносказание" так, что редактор или цензор никаких возражений против очевидного смысла написанного предъявить не могут.
С другой стороны, редактора-цензоры, конечно, опытные люди. Они восприимчивы к формам иносказания и подозревают их даже там, где никакого иносказательного подтекста не имеется.
Цель этого доклада - показать некоторые виды иносказания, понимая этот термин в самом широком смысле слова, и сопоставить иносказание с основным вопросом нашего симпозиума - существуют ли одна или две русские литературы сегодня?
Иногда понятие "иносказание" просто заменяет понятия "эзоповский язык" или "косвенная сатира". Но в нашей сегодняшней дискуссии я попытаюсь использовать это понятие немного шире.
Начнем с примеров "косвенной сатиры". Сатира всегда направлена против недостатков своего времени, но она может скрывать свой обличительный и злободневный характер под маской территориального или временного перенесения действия, может лишь "косвенно" нападать на эти недостатки.
Фазиль Искандер в 1965 году опубликовал в "Новом мире" повесть "Летним днем". В ней изображен немец, которого гестапо хочет заставить - против его воли - стать сексотом. Читатель переживает весь его внутренний конфликт. Внешне ситуация повести направлена против гестапо, но вряд ли кто-нибудь в Советском Союзе не воспринимает эту вещь как изображение деятельности КГБ.
Другой пример. В конце шестидесятых годов Булат Окуджава обращается к жанру исторического романа. Когда он в "Бедном Авросимове" повествует, как простой русский чиновник в революционере Пестеле, преследуемом царской властью, постепенно, шаг за шагом, начинает видеть не злодея, а борца за свободу, или в романе "Мерси, или похождение Шилова" описывает усиленную деятельность царской тайной полиции, направленную против писателя Толстого, то читатель не может не думать о России времен Сталина, Хрущева, Брежнева, о диссидентах и НКВД-КГБ.