Абрам Терц (Париж)
Анекдот в анекдоте
ОДНА ИЛИ ДВЕ РУССКИХ ЛИТЕРАТУРЫ?(Сб.) --- Lausanne, Ed. L'Age d'Homme, 1981
Стоит сойтись двум русским или трем евреям, вообще гражданам любой национальности, но советской, российской выучки, либо чешской или польской - социалистической - принадлежности, как мы наперебой, оспаривая друг друга, принимаемся травить анекдоты. Все равно - какие. Приятно задать вопрос: "- А вы этот анекдот помните: как однажды Василий Иванович Чапаев..?" И услышать в ответ: "- Ну как же! Конечно, помню. А вот я вам расскажу..." - Приятно знать, приятно видеть человека, настроенного на анекдоты, предрасположенного к анекдотам. Значит, свои люди. Понимаем с полуслова. Сошлись.
Мы настолько привыкли, сойдясь в тесной компании, как последнюю новость рассказывать анекдоты или хотя бы вспоминать, кто что помнит, что сами не видим, не замечаем своего счастья: что мы живем при анекдотах - в эпоху устного народного творчества, в эпоху процветания громадного фольклорного жанра.
А ведь мы - филологи, историки, этнографы - иногда мечтаем: жить бы мне, например, в эпоху средневековья или в неолите, когда складывались и запросто пелись все эти былины, саги, сказки.
Сколько бы я вынес оттуда великих истин и загадок, которые до сих пор пребывают во тьме неизвестности! Я был бы сопричастен поэзии у самых ее истоков !.. А между тем, на наших глазах, рядом, совершается некое действо, в котором мы сами принимаем невольное участие и до которого покуда не дотянулась наука. Это фольклор, анекдот. Не пора ли поэтому взглянуть на него внимательнее?..
Нашему вниманию мешает, помимо близости к факту его существования, то обстоятельство, что анекдот сам по себе не претендует на многое. Не то, что героический эпос. Или - свадебный обряд. Народный хор имени Пятницкого. А так себе - пустяк, мелочь ежедневная, анекдот...
С другой стороны, он всегда более менее неприличен и непристоен. Пусть (предположим) он не задевает и не затрагивает иногда обычной для его поворотов фривольной, скабрезной тематики. Все равно он непристоен. Все равно в основании жанра и в условиях его работы, его развития и бытования лежит нарушение каких-то общепринятых норм поведения и речи. Анекдот словно хочет, чтобы его на этом самом месте запретили, ликвидировали, и на этом предположении и ожидании - живет. Дайте ему свободу, отмените запреты, и он - сдохнет...
Неслучайно появилась целая серия анекдотов, рассчитанная на преодоление самых последних барьеров. Я имею в виду так называемые анекдоты на небрезгливость. Рассказчик и слушатель (а значит, и мы с вами) должны в этом случае набраться храбости, немного поднапрячься и сдержать невольно подступающий к горлу комок рвоты. То есть нужно отрешиться от его натурального образа, выйти на чистый воздух, в сферу эстетики, филологии, и не воспринимать слова и фабулу анекдота буквально и слишком близко к сердцу. В том-то и заключается эффект, художественный эффект этой серии: хватит ли пороха? а ну посмотрим, на что ты способен! Экзамен на выдержку, на чистое искусство задает нам анекдот. Провокация или проба на прочность, на принадлежность к жанру.
Экзамен происходит таким образом. Два туберкулезника (или - для красочности, для смака - два сифилитика) харкают в стакан, пока он не наполнится. А третий сотрапезник, побившись об заклад, на пари берется все это выпить одним залпом. Начинается экзамен, на котором мы присутствуем в виде жюри. Он пьет спокойно и медленно, почти до дна. Однако под конец почему-то не выдерживает и отставляет стакан. "- Что? брезгуешь?!" - злорадно спрашивают эти двое за столом. "- Да нет, - печально отвечает испытатель. - Сопля попалась: перекусить не сумел!"