Ульрих Шмид | Neue Zürcher Zeitung
Третья империя
Neue Zürcher Zeitung подготовила обзор неоимпериалистических проявлений в российской литературе, живописи и кинематографе.
Стремление людей искусства сказать свое слово в политике типично для российской культуры, говорится в статье. Относительно недавний пример такого вторжения прошел практически незамеченным: в январе 2012 года президенту Сирии Башару Асаду вручили премию "Имперская культура" за "сопротивление экспансии Запада". За этой премией стоит российский союз писателей, литературный фонд и православные объединения, поясняет автор публикации Ульрих Шмид.
В статье упоминаются такие деятели литературы и искусства, как автор романов ("Укус ангела", "Американская дырка") и открытого письма к Путину Павел Крусанов, чуждый творческих колебаний художник Никас Сафронов, успевший не только поработать в целом наборе художественных направлений, но и "услужливо" пробежаться с олимпийским факелом, режиссер Владимир Хотиненко (основная идея его многосерийного фильма "Гибель империи" (2005), как пишет Ульрих Шмид, лежит на поверхности: "сегодняшняя Россия должна опираться на великолепную имперскую традицию дома Романовых"). Шмид останавливается на личности писателя Александра Проханова, который "всю свою графоманскую энергию бросил на то, чтобы помочь России с восстановлением статуса великой державы", а также подробно пересказывает содержание романа Михаила Юрьева "Третья империя: Россия, которая должна быть".
Уделяется в статье внимание и смежному, вошедшему в последнее время в моду мотиву, связанному с евразийским измерением имперских амбиций. "Российское кино переживает самое настоящее татаро-монгольское нашествие, - вспоминает автор такие ленты последнего времени, как "Монголы" (2007), "Тайна Чингис Хаана" (2009) и "Орда" (2012). - Монгольская жестокость и русское страдальчество в этих фильмах переплетаются, и эта смесь подается как ментальная основа империи... Западная модель рыночной экономики и представительной демократии на этом фоне предстает чуждой России".
"Имперские великодержавные притязания России имеют множество граней: это президент, который мирится с сопутствующим своей авторитарной политике ущербом как во внутренней, так и во внешней политике; целый ряд деятелей искусства, считающих, что им пришла пора стать свидетелями реализации российско-евразийского проекта; Церковь, использующая свой возросший статус для продвижения консервативного общественного мировоззрения; и не в последнюю очередь - население, для которого имперский имидж страны важнее, чем демократические права и гражданские свободы", - заключает Шмид.