Владимир Полупанов
«Фастфуд» вместо музыки.
Каждое новое поколение поп-звёзд имеет более короткий период жизни
АИФ №20 от 19 мая 10
«Шоу у нас есть, а бизнеса нет», - повторяют наши музыкальные продюсеры.
Российский шоу-бизнес, и так питавшийся объедками с барского «нефтяного стола», с первой поступью мирового финансового кризиса стал нести большие потери.
Даже у звёзд первой величины в разы уменьшилось количество выступлений, чего уж говорить о молодых звёздах. Сегодня они рады 3-4 концертам в месяц, тогда как ещё в докризисном 2008-м большинство из них неделями не попадали домой, гастролируя по стране, ближнему и дальнему зарубежью. Продажи альбомов падают, кассовые концерты отменяются из-за плохой продажи билетов, новые звёзды быстро зажигаются и гаснут ещё стремительнее. «Сегодня в топе, завтра в попе», - грустно шутят по этому поводу деятели шоу-индустрии.
TV минус Music
Хоть потребление музыки и не снизилось (спасибо Интернету и мобильной связи), но популярные песни, которые «строить и жить помогали», сегодня перестали играть значимую роль, которая им отводилась в 70-х, 80-х и 90-х годах. Форпост музыкального телевидения - канал MTV, считавшийся сугубо музыкальным, - убрал со своего логотипа слово «музыкальный». Отныне «MTV - это больше, чем музыка». Музыкальные клипы уступили место программам, посвящённым досугу и быту звёзд, многочисленным реалити-шоу, мультфильмам, сериалам, репортажам со светских вечеринок и даже художественным фильмам. Музыка на MTV из основного блюда превратилась в соус.
Если ещё лет 5 назад основным источником дохода крупных мировых звёзд, таких как Мадонна, «Ю-Ту», «Роллинг Стоунз» и др., была выручка от продажи альбомов, то сегодня они вынуждены «чесать» по гастролям так же, как наши доморощенные звёзды, всегда зарабатывавшие только на концертах, а не на продаже альбомов. Закрываются звукозаписывающие компании, банкротятся студии звукозаписи. Знаменитую лондонскую «Эбби Роуд», где легендарные «Битлз» записали лучшие альбомы, компания EMI чуть было не выставила на продажу из-за долгов. Выросло не одно поколение, которое сегодня уже не покупает пластинки, а скачивает, чаще всего бесплатно, музыку в виде цифровых файлов через Интернет. По словам Александра Тихонова, главного эксперта агентства «Интермедиа», продажи компакт-дисков во всём мире каждый год падают примерно на 10-15%. По прогнозам специалистов, через три-четыре года компакт-диски будут выпускаться исключительно для коллекционеров небольшими тиражами.
Певец Валерий Сюткин сравнивает современное состояние дел поп-музыки с космонавтикой. «Мы знаем первых космонавтов - Гагарина, Титова, Терешкову, Леонова и др. Но сегодня полёты в космос стали будничной профессией. Так же и поп-звезда - профессия более будничная для нашей страны по сравнению с тем временем, когда начинали Пугачёва или Кобзон. Сегодня поп-звёзд много. Большого артиста делают чувства. А чувства у большинства новых артистов не сформированы. Поэтому и глаза ничего не передают, и энергии в их голосе мы не чувствуем».
«Большинство современных мелодий создаётся, в частности, диджеями, является вторичным и скоропортящимся продуктом, - утверждает Александр Тихонов. - Так же, как и многие коллективы, обладающие крайне неустойчивым характером. К примеру, в группе «ВИА Гра» сменилось больше десятка исполнительниц. В сознании многих людей - это разные группы с одним названием. Как только Константин Меладзе перестанет снабжать коллектив хорошими песнями, группа естественным образом умрёт. У меня ощущение, что каждое новое поколение звёзд имеет более короткий срок жизни».