"Конкурировать с европейскими клубами нашим будет трудно"

Журнал «Огонёк»   № 22 (5132) от 07.06.2010

О том, чего нам ждать от мирового первенства в трансферном отношении, Алексею Доспехову рассказал генеральный секретарь профсоюза футболистов и тренеров России Николай Грамматиков, в разное время представлявший интересы многих известных отечественных игроков

— Чего нам ждать от этого чемпионата мира с точки зрения событий на трансферном рынке?

— Я точно знаю, чего, к сожалению, мы не дождемся. А не дождемся мы того, что было после чемпионата Европы в Австрии и Швейцарии, когда спрос на лучших российских игроков после их успешного выступления пошел резко вверх и сразу четверо — Андрей Аршавин, Роман Павлюченко, Юрий Жирков и Павел Погребняк — уехали в западноевропейские топ-клубы. На чемпионате мира России нет, значит, история не повторится. А хотелось бы...

— Но движение в обратном направлении — в Россию — будет? От российских клубов вы ждете активности?

— Обратите внимание, подавляющее большинство из них в последнее время ведет очень строгую селекционную политику. Деньги направо-налево никто не бросает. Кажется, почти всех, кого хотели, наши клубы уже купили. То же "Динамо" подписало контракт с Кевином Кураньи, не дожидаясь известия о том, что этот форвард попал в заявку сборной ФРГ на чемпионате мира.

— Какие клубы, как вам кажется, у нас лучше всего справились с кризисом?

— Безусловно, "Зенит" — за счет поддержки "Газпромом". Еще ЦСКА, "Рубин", "Спартак". Последний — за счет взвешенной селекционной политики. В "Локомотиве", по моим данным, была чересчур раздутая платежная ведомость... Абсолютно благополучен тот, у кого доходы превышают расходы. У нас же все клубы имеют дефицитный бюджет.

— А это так плохо?

— В международных футбольных федерациях считают, что плохо. Вы слышали о financial fair-play? Это новая идея УЕФА, которая будет реализовываться с 2012 года. Цель — обеспечить приблизительное соответствие клубных расходов клубным доходам. Например, будет прописано, что некоторые статьи бюджета не должны превышать определенную долю в нем. Я не знаю ни одного нашего клуба, насчет которого можно было быть уверенным — он соответствует принципам financial fair-play.

— А что надо сделать, чтобы увеличить доходы?

— Знаете, чем занимаются в первую очередь специалисты по маркетингу в "больших" европейских клубах? Думают, как расширить базу болельщиков. В конечном счете от их числа, географии все и зависит. В наших клубах этим никто не занимается.

— А есть смысл? Принято думать, что спорт вообще и футбол в частности у нас прибыль приносить все равно не могут.

— Я недавно обнаружил удивительную вещь. В России существует неофициальный интернет-сайт поклонников английского "Манчестер Юнайтед". Так вот, его посещаемость выше посещаемости аналогичных сайтов ЦСКА и "Спартака" — команд, которые считаются у нас самыми популярными! О чем это говорит? Да о том, что спрос — и высокий! — на футбол у нас есть. Но надо его использовать.

— Я, кстати, не ослышался про взвешенную селекционную политику "Спартака"? По-моему, его болельщики эту политику только ругают.

— Я имею в виду финансовую составляющую. "Спартак" обычно продает игроков дороже, чем покупает. Вспомните Романа Павлюченко, перешедшего в "Тоттенхэм", Неманью Видича, очутившегося в "Манчестер Юнайтед". Они были перепроданы за суммы, намного превышающие те, за которые приобретались.

— Когда спрашиваешь об эталонном в селекционном плане клубе, чаще всего упоминают ЦСКА...

— Когда-то это было так. Костяк ЦСКА сформировался давно — лет пять-шесть назад. Текучка у армейцев небольшая, и за счет сыгранности они сильно выделяются.

— А какие зарубежные приобретения в последние год-два вам понравились больше всего с точки зрения эффективности?

— Сесар Навас из "Рубина", Веллитон и Алекс из "Спартака", Кейсукэ Хонда из ЦСКА, наверное, еще Данко Лазович из "Зенита", хотя из-за травмы он не успел себя проявить. Их на самом деле не так много.

— Что мешает нашим клубам кроме общего снижения расходов из-за кризиса приобретать больше по-настоящему классных легионеров?

— Имидж нашего чемпионата. Увы, с точки зрения европейцев, мы по-прежнему диковатая страна, потом игрокам ведь часто нужно не просто знать, какую сумму им предлагают. Они хотят знать, что их будущий клуб стабилен, что им там будут не только выдавать зарплату, но и обеспечат соответствующие статусу бытовые условия. Что тренер будет правильно их использовать на поле. В общем, игроков и их агентов надо долго убеждать. Причем иногда даже не игроков, а их близких. Помните, как, переманивая Зидана из "Ювентуса", "Реал" обхаживал его жену — показывал ей дом, город? И в итоге, возможно, именно ее слово оказалось решающим в трансфере.

— В нашей премьер-лиге есть зарубежные игроки, о которых ходят слухи, что после чемпионата мира они перейдут в сильные европейские клубы. Допустим, Красич из ЦСКА: говорят, "Манчестер Сити" и "Милан" предлагают за него около 15 млн евро. В такие слухи стоит верить?

— Если сборной Сербии удастся выйти в play-off из сложной группы, где есть еще Германия, Австралия и Гана, а Красич проявит себя, то все может быть. То же относится, к примеру, и к Питеру Одемвингие из сборной Нигерии, японцу Хонде.

— Правильно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что футболисты воспринимают чемпионат мира как ярмарку, возможность подороже себя продать?

— Учтите, что для многих из них он, по сути, единственная возможность показать себя. Объясню. Сейчас лучшие клубы Европы, как правило, имеют игроков высокого класса на два состава. И если футболист не попадает в основу, это не всегда означает, будто он хуже конкурентов. Просто иногда он не вписывается в игровую схему, не соответствует каким-то представлениям тренера. Сборная же для него — шанс блеснуть.

— Если не самая рейтинговая сборная на топ-турнире добивается крупных успехов, ее футболистов тут же раскупают богатые клубы. Так, кажется, было со сборной Чехии, когда она взяла серебро на Евро-1996?

— И со сборной Греции, когда она победила на Евро-2004. Правда, у чехов, как и у греков, мало кто заиграл на высоком клубном уровне... Такая мода была. Но сегодня топ-клубы стали серьезнее подходить к выбору игроков, перестали кидаться на титулы, а ведут футболистов на протяжении нескольких лет. Разве что клубы-выскочки не могут устоять перед соблазном. Их хозяевам приятно хвастать друг перед другом: у меня в команде — два призера чемпионата мира, а у меня — три...