Интересная статья, хотя и во многом спорная.
КОЕ-ЧТО О ВОЗРОЖДЕНИИ
В последние десятилетия на большей части планеты говорят о «возрождениях»: тут тебе и исламское (и более узкое арабское), и африканское (частично переплетенное с исламским), и латино-американское – и более широкое католическое, и целый ряд восточно-азиатских (включая монгольское – там пышно отпраздновали недавно какую-то гипотетическую годовщину, связанную с Чингис-ханом, и его славные победы), и центрально-европейское, и, конечно же, православное… Общим знаменателем всех означенных самых разнородных устремлений является твердая вера, что «возрождаться» по определению очень хорошо и чрезвычайно прогрессивно.
А как же! У всех на памяти пример блистательного Западного Возрождения. Прежде него Запад был самым темным, косным и нищим углом всей культурной Евразии. С ним началось его превращение в самую динамичную и цветущую культуру мира, едва не решившую сверхзадачу превращения в универсальную культуру человечества. Ныне в эпоху тотального кризиса и крутого упадка этой культуры(1) как не возмечтать подмятым под нее народам иных традиций повторить, а буде возможно, и превзойти тот былой ее подвиг!
Так-то оно вроде бы так, но для этого не помешает, верно, уяснить, что же именно тогда с Западом произошло? Многое познается в сравнении. Трудней всего, однако, сравнивать события исторические. Они ведь все характеризуются той или иной степенью уникальности. Историю делают в первую голову не стандартные безличные силы (например, производительные, возлюбленные марксизмом, - и, будем справедливы, сонмом современных Западных историков, социологов и экономистов, остающихся по невинности своей на позициях буржуазного либерализма, - или темные силы бессознательного, на коих стоит фрейдизм в том же, если не вульгарнее, материалистическом духе, что и марксизм, только с другого конца), а, естественно, личности, неповторимые и не истолкуемые до конца ни через свое окружение, ни через собственные деяния. А за ними стоят вдобавок столь же реальные, но еще более загадочные и трудно постижимые соборные личности корпораций, сословий, классов,… этносов, рас,… религий, культур, эпох… И все вступают в самые причудливые взаимодействия (к примеру, кто из неосведомленной публики заподозрил бы, что одним из слагающих рекордного в истории успеха монгольского завоевания было… христианство, принятое тогда значительной частью монголов, - правда, в несторианском варианте, более схожем по духу с исламом, чем с тем, что привыкли мы ассоциировать с христианством).
Но наитрудное в познании, как правило, и наиболее заманчиво, суля в случае успеха открытия замечательные. И вот, советский востоковед, академик Николай Конрад вырывается из традиционного для исторической науки Запада европоцентризма, демонстрируя на широчайшем историческом материале, что Возрождение, как и реформация, и Просвещение, были универсальными для культурной Евразии фазами исторического процесса, пусть и не вполне единовременными. Правда, в различных регионах они существенно различались в интенсивности. Возрождения естественно были ярче у народов, помнивших за собой культурную древность, а молодые народы проявили куда больше энергии в эпохи реформации и Просвещения…
Но Конраду резко возражает Лев Гумилев, не менее (скорее более) эрудированный и блестящий историк, создатель целой науки о рождении и развитии народов – этнологии. Он показывает, что те самые процессы, которые Конрад связывает с китайским Возрождением, при всех своих впечатляющих параллелях с Западным Возрождением, привели Китай к серии внутренних и внешних политических катастроф, к захвату все больших его частей сначала киданями, потом чжурчжэнями, еще далее к первому в истории гигантского и густейше населенного Китая полному его завоеванию иноземцами, в тот раз монголами, - и, наконец, после последнего подъема страны при династии Мин, к самому долгому и унизительному в ее истории порабощению манчжурами…
А «вечный младший научный сотрудник» и один из последних мудрецов на Земле (к несчастью, недавно скончавшийся) культуролог и философ Григорий Померанц соглашается с ними обоими: да, Возрождения универсальны в истории Евразии – и именно они привели две самые ее могучие культуры, Индию и Китай, почти к параличу культурного развития и, естественно, к политическому маразму…
А народы шумят: «Возрождаться, возрождаться!!»
Так что же произошло на Западе под именем «Возрождения»? Почему процессы, параллельные по видимости тем, что сковали две величайшие культуры мира, тропически изобильные в своей цветущей сложности и динамизме, подтолкнули Запад к восхождению на небывалую в истории высоту? Или не сказать здесь ничего глубокомысленней: «Что русскому здорово, то немцу смерть»?
А произошло на Западе, смеет судить автор, то, что Возрождение там в самой блистательной и оптимальной мере почти что провалилось!…
Чем ведь было по идее своей всякое евразийское Возрождение? «Контактом культур во времени»? Так толкует его Арнольд Тойнби – со столь частой у него легкостью в мыслях необыкновенной, позволяющей ему уверенно приписывать шумерам и прочим невообразимо древним людям мотивы действий современных Тойнби британцев. Только для серьезного историка это чушь невообразимая. Типичное средневековое сознание практически нацело задавалось религией. Религии были тогда сосудами, придававшими текучей жизни единственно приемлемые формы. Культуры служили орнаментами, любовно на те сосуды наносимыми, и в отрыве от них не мыслились никак. Вот почему на Московской Руси, наглухо окольцованной иноверцами, заслушаться иноземной песенкой значило по «Голубиной книге» проклятию обречь душу. Какой тут, к черту, «контакт культур»! Для нормального человека Средневековья подобный «контакт» был бы вроде скотоложства в храме Божьем!
Возрождение было на Западе (как и везде в культурной Евразии) попыткой вытащить из могилы свою культурную древность в ее тотальности, начав, разумеется, с воскрешения древних богов (что очень точно описал Мережковский в романе о Леонардо да Винчи – «Воскресшие боги»), - и, естественно, похерить при том нацело наличную культуру, основанную на христианстве. «Контакт», если можно так неуклюже выразиться, этих двух изначала несоединимых культур (ибо, ну никак не соединимы христианство и язычество) явился результатом-сюрпризом конечного провала той поначалу очень успешно развивавшейся и далеко зашедшей попытки.
Западное Возрождение было - уж, извините за такую идею, столь скомпрометированную сталинскими всюду ее просовывавшими историками, – заговором узкой, но влиятельнейшей кучки просвещенных в духе древних классиков аристократов, сказочно разбогатевших тогда на торговле с Востоком купцов, утонченных клерикалов, ученых гуманитариев, писателей, поэтов, художников… - против собственного темного христианского простонародья.
Подобного заговора не понадобилось в Индии и Китае, где древняя традиция была куда устойчивей, и переход к Средневековью не сопровождала страшная культурная катастрофа «темных веков», разразившаяся на Западе. Там простой народ достаточно помнил еще свою «золотую древность», чтобы заедино с элитой подняться за восстановление «своего» (на Западе темный люд «своим» считал пришлое с семитского Востока христианство). Пути Возрождения в Индии и Китае облегчило то, что господствующие умонастроения Средневековья ассоциировались там с завоевателями-варварами. Поэтому древнейший индуизм с удивительной легкостью почти нацело вытеснил тогда из Индии «арийский путь» великолепно организованного буддизма, а конфуцианство решительно оттеснило в Китае соперничавшие культы, поддерживавшиеся кочевыми завоевателями. Замечательно, что хотя история этих стран была практически неизвестна в ту пору на Западе, и там выросли точно такие же – сколь ни абсурдные исторически - ассоциации христианства с варварством – в забвение того, что Рим христианизировался изнутри, что христианство было затем официально принято волей его собственных императоров, и это римские миссионеры принесли христианство северным варварам:
Ужасен вид готических строений! -
Чудовища – следы невежественных лет.
Вас изрыгнули варваров потоки,
В своем разливе затопившие весь свет.
Они, культуре объявив священную войну,
Повергли дивный Рим, прекрасную страну,
И миром овладев, искусство задушили…