Джеймс Х. Биллингтон
ПРАВОСЛАВИЕ И ДЕМОКРАТИЯ1
«Вестник Европы» 2009, №26-27
Проблематика соотношения православия и демократии в России требует тщательного подхода к самим предпосылкам этой проблематики: здесь нет согласия даже среди самогó американского экспертного сообщества. Ибо, —
во-первых, с точки зрения общих национальных интересов Соединенных Штатов, Россия обладает несравненно большей значимостью, нежели это обычно представляется. Само геополитическое положение России, ее огромный запас оружия массового уничтожения, глобальное значение усилий России создать некую жизнеспособную форму евразийской демократии — всё это имеет громадный геополитический смысл. Так что проблема соотношения православия и демократии в России — едва ли не самая важная для выбора ее пути;
во-вторых, культура американских интеллектуальных элит ((деятели средств массовой информации, профессура передовых университетов, руководители фондов) с трудом воспринимает эту базовую проблему значимости религиозной сферы для нынешней жизни. А ведь — если рассуждать с точки зрения политической — два важных и весьма глубоких изменения на исходе ХХ столетия оказались проникнуты именно религиозной проблематикой.
Всё началось с фундаменталистской революции в Иране, совершенно не предвиденной огромной массой связанных с академическими и управленческими структурами американских интеллектуалов. Интеллектуалов, чей взгляд на мир определялся, по большей части, бихевиористскими понятиями. Распространение радикального ислама, начавшееся вместе с Иранской революцией, очевидным знаком важности именно религиозной сферы.
Далее, внезапный и также непредвиденный обвал коммунизма в Империи Советов также обнаружил свои религиозные корни. Польское движение “Солидарность” коренилось именно в религиозной сфере, и так как движение это возникло и возросло снизу, власть ленинистов оказалась перед ним бессильна: ни посадки, ни чиновничьи перестановки, ни компбинации подкупов и убийств не помогли. Чуткое и умелое имперское руководство в прежние времена могло справляться почти что с любой из форм оппозиции,, но на сей раз сломить оппозицию польскую ей было уже не под силу. И коль скоро стало ясным, что католическое движение “Солидарность”, поддерживаемое “славянским папой” Иоанном-Павлом
II, — не сломить, — отзвуки этого движения стали разноситься среди диссидентов Венгрии, Восточной Германии, даже Румынии; эхо этих движений можно было уловить среди православных групп Румынии и Болгарии и — в конце концов — России. Мы до сих пор не можем понять характер Августовских событий 1991 г. в Москве, когда едва ли полтораста тысяч человек сумели остановить натиск лояльного путчу, но так и не сдвинувшегося с места воинства массою в пять с половиной миллионов. И путч развалился. Через сутки после провала путча — я сам это слышал и отлично помню — почти все на московскихъ улицах говорили одно и то же слово: “Чудо!”. А чудеса возвращают нас к языку религии: с ними не могут иметь дело компьютеры и воспитанные в традициях бихевиоризма интеллектуальные круги.