Герхард Зимон
Умом Россию не понять
Страна и ее мифы
«Вестник Европы» 2001, №3
Берлин, 24 сентября 2001 г.
Первый миф, о котором необходимо сказать, вынесен в тему обсуждения нашей секции. Известная мысль русского поэта Тютчева конца XIX века о том, что умом Россию не понять и что в Россию можно только верить, – это миф по крайней мере в том смысле, в каком эти слова сейчас везде цитируются. Кстати, вне России этот миф гораздо более живуч и гораздо более эффективен, чем внутри страны.
Я сделаю еще один шаг и скажу, что утверждение о том, что Россию якобы нельзя понять умом, ложно и бессмысленно. Подобно другим странам и обществам, Россия так же поддается хорошему и дурному описанию по существу и разумному осмыслению. За утверждением о непознаваемости России кроется подчас то глубочайшая русофобия, то наивное почитание России. Миф о неразгаданности России может стать препятствием для объективной, здравой и критичной полемики с этой страной. Цитату Тютчева можно использовать как дубину против тех, кто вовлекается в трудный процесс комплексного рассмотрения, пытается анализировать и понять Россию с помощью того же инструментария, который оправдал себя применительно к другим обществам.
Но в определенном смысле этот миф о неразгаданности России свидетельствует, несомненно, о чем-то важном и верном: в России многое выглядит иначе, не так, как мы ожидаем. Россия полна ошеломляющих и чуждых явлений. В России часы идут по-другому, иными словами, время имеет иную ценность. В России действует стратегия выживания, отсутствующая или уже отсутствующая в западных обществах. Слова Тютчева обретают смысл, если воспринимать их как приглашение к открытости, к тому, чтобы обнаружить границы собственных мерок и встретиться в России с культурой, утверждающей свою самобытность.
Что же такое миф? Под ним я подразумеваю не ложное сознание в духе Марксова понимания идеологии. Мифы – это и не паутина лжи для сокрытия реальности. Сам миф – это действительность, и он создает действительность. Миф – это эмоционально окрашенная духовная конструкция для познания мира, в котором мы живем. Одновременно эта конструкция создает ту реальность, которую она стремится понять. Таким образом, миф сопричастен как теории, так и практике, как пониманию, так и действию.