И пошло-поехало...
Имеются и другие определения, но все они лишь приукрашивают главный постулат, и ни одно из них не выдерживает критики. В России есть предостаточно умелых, ушлых, целеустремленных и амбициозных людей (можно в этой связи сослаться на статью в газете The Moscow Times, озаглавленную "Растущий класс россиян-трудоголиков"), а также волевых, с настоящим мужским характером личностей, лидеров по жизненной позиции. Среди всех тех, кто имеет российские паспорта, разговаривает по-русски, объединенных общим понятием российские граждане, есть и русские люди. *Это означает, что, либо той души, о которой идет речь, просто не существует, либо она не является исключительно российской привилегией, либо что не у всех русских таковая имеется.
Таким образом, главный вопрос заключается не в том, существует ли на самом деле эта пресловутая русскость - ее просто нет в природе - а в том, по какой причине подобные теории так активно, с такой энергией распространялись в течение столь долгого времени, в том числе и выдающимися людьми своего времени.
Тому есть наглядное объяснение. Татьяна Ларина и Евгений Онегин были Адамом и Евой - прародителями целой плеяды литературных персонажей, занимавших умы на протяжении целого века, параллельно с попытками русских мыслителей дать определение понятию "русскости" этих литературных героев, зачастую пытаясь противопоставить их всему остальному, что было в мировой литературе. Отсюда и отторжение всего иностранного: Татьяна честная, открытая русская душа спала, но бодрствовала в полудреме, несмотря на ее французское образование и воспитание. И эта душа пала жертвой искусственных, привнесенных из-за границы светских придворных правил. Налицо истовое стремление отыскать путеводную нить, которая бы связала воедино раздельно существующие части единой нации. И вот мы видим, как в "Войне и мире" Л.Н. Толстого Наташа Ростова - еще одна великосветская петербургская дама и прямая литературная наследница пушкинской Татьяны - обнаружила в себе некое врожденное знание, "навеянное русским воздухом" - как станцевать "русский" крестьянский танец, музыку к которому она никогда раньше не слышала.
Чтобы понять, насколько эта попытка носила чисто литературный характер и как она была воспринята образованными людьми того времени, не лишним будет обратиться к уже упоминавшейся выше речи, произнесенной в 1880 г. Достоевским, которая в одночасье превратила его в глазах читающей публики в "гения". Пушкин, - говорил Достоевский, обращаясь к собравшейся на открытие памятника толпе людей, - появился "как раз в самом начале обретения нами своего подлинного самосознания", он стал выразителем "глубокой и чистой русской идеи" и указал на особую судьбу России и русского народа, который "в своей душе хранит братскую любовь ко всем нашим братьям, и за которым, возможно, будет последнее слово в деле создания всеобщей гармонии, братского союза всех народов в соответствии с евангельскими заповедями Господа нашего Иисуса Христа". Само по себе подобное заявление было попыткой найти некую мистическую связь между славянофилами и западниками - точно также как Толстой пытался проложить нить, связывающую дворян в лице Наташи Ростовой с простым народом.
Все это прекрасно, романтично и воодушевляет. Вековой поиск истинной России, в котором литература сыграла роль и манифеста, и лаборатории творческой мысли, увенчался созданием величайших из когда-либо написанных произведений - и страна ими по праву гордится. Но между тем, то, что искали их создатели, носило искусственный, химерический характер. Возьмем, к примеру, помещика из "Анны Карениной" Константина Левина, в персонаж которого Толстой, возможно, вложил максимум своих собственных человеческих черт: в результате длительных поисков он пришел к выводу, что практически невозможно преодолеть ту пропасть, которая существовала между знатью и простыми людьми. Пусть он долго изучал, подражал и идеализировал крестьянство, но для крестьян в результате всего этого своим он не стал. А ведь крестьянство составляло в то время 80 процентов населения страны. Возможно, именно крестьяне и были носителями более духовных и чистых форм российской жизни, однако ни сам граф Толстой, ни другие его великие соотечественники не могли получить доступ к этим формам или познать их.
Итак, можно предположить, что перспектива обнаружить ту самую душу, которая бы связала воедино народ России, была обречена с самого начала, а теория, на которой основывались в своем творчестве гиганты русской словесности, выглядит, по меньшей мере, спорной. Имеется, однако, еще одна причина, по которой пытливому и любознательному иностранцу претят все эти разговоры о «русской душе». Дело в том, что никто из самих русских в это не верит. В ходе не носящего научный характер исследования, которое провела редакция интернет-издания Russia Profile, видный московский юрист, не задумываясь, ответил на заданный ему вопрос о феномене русской души: "такого в природе не существует", а затем пустился в многословные рассуждения об открытости, преданности, лени и нелюбознательности русских. На вопрос, означает ли это, что Пушкин ошибался, наш собеседник воскликнул: "Пушкин не мог ошибаться. Он - гений!".
Один из руководителей московского банка, подумав некоторое время над вопросом, заявил, что теория о "русской душе" является не чем иным, как объяснением, которое в 19-м веке давали различиям, существовавшим между Россией и Западом, и что в суммарном виде это понятие представляет собой клубок противоречий. Но при этом он согласился, что "широта" русской души может наглядно наблюдаться во время хмельного застолья русских людей и это - наряду с изрядными дозами выпитого - является неотъемлемой частью российской корпоративной культуры. По мнению бухгалтера, русская душа подразумевает патриотизм и дух коллективизма, что практически уже в прошлом - "еще десяток лет и сгинет совсем". Пианистка считает, что это словосочетание можно употребить лишь в ироническом смысле и редко в положительном. "Русская душа? Русская душа, это когда моя подруга дает мужу денег для того, чтобы купить в дом продуктов, а он заявляется на третий день, дыша перегаром, весь перепачканный в крови и грязи, да еще и без одежды... Вот это и есть русская душа!" - подытожила музыкантша. По мнению любезного таксиста, "русская душа не таит зла", но после паузы наш собеседник добавил: "а вот моего сына его двоюродный брат убил, когда найду его ... короче, такой человек не заслуживает, чтобы жить".
В итоге можно было бы резюмировать, что основной чертой русской души является то, что русские люди противоречивы и непредсказуемы. Но подобное обобщение столь же неточно, сколь сомнительно использование прилагательного "загадочная" применительно к их душе.