Доминик Фернандез (Dominique Fernandez)
Толстой и русская душа
L'âme slave et Tolstoï.
"La Croix", Франция - 12/03/2010
Словосочетание "русская душа" – это всего лишь избитым клише? Отнюдь. Мы говорим "русская душа" потому что чувствуем, что в России жизнями как людей верующих, так и неверующих правят другие, надматериальные силы. Речь прежде всего идет о пространстве, бескрайних российских просторах, а также о климате, огромных заснеженных равнинах. "Россия граничит лишь с Богом", говорил Рильке. Однако духовная составляющая в этой стране все же выходит за рамки религии. Бесконечные леса, ледяная тундра, озера величиной с моря, великие реки, пронизанные светом белые ночи – все это говорит о присутствии чего-то невидимого, незаметного на первый взгляд. Какую тайну скрывает в себе эта могучая природа?
Когда я возвращаюсь из России в Европу, все мне кажется маленьким, физически маленьким: четкие пейзажи, аккуратные холмы, короткие расстояния и ограниченные горизонты. Сена мирно несет свои воды вдоль набережных, здесь не увидеть грозных черных волн как на Неве в Санкт-Петербурге. Касается этот минимализм и духовности. Нынешний Запад погряз в пучине материализма: покупки, машины, выходные, краткосрочные цели и требования. И нет уверенности в том, что сдающая под напором западной вульгарности Россия не последует его печальному примеру. Однако пока еще она держится, как не уступила в прошлом ни Гитлеру, ни Наполеону. Россия обладает великолепной способностью сопротивляться, чем она, безусловно, обязана силе своей души. Именно эта душа породила оперы Мусоргского, балеты Чайковского, симфонии Шостаковича, фильмы Эйзенштейна и Тарковского, романы Достоевского и Толстого. Эта самая душа заставляет москвичей после тяжелого рабочего дня простоять еще полтора часа в переполненном метро, чтобы попасть в один из восьмидесяти театров или шести оперных залов столицы.