Кто за пожар ответит?
Журнал «Власть» № 31 (885) от 09.08.2010
На прошлой неделе площадь территорий, охваченных пожарами, немного сократилась. Власти продолжают подсчитывать убытки и составлять списки погорельцев.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ.
Никто, ведь виноват весь уклад нашей жизни и политика властей за последние годы. В Европе на обустройство земли выделяется 30% ВВП, у нас — менее 10%. Вечная русская расхлябанность усилилась абсолютным безразличием. Больше месяца температура стояла под 40°C, а оперштабы создали, только когда начали гореть целые поселки. Хотя еще с давних времен известно: после холодной зимы будет засушливое лето. Виноваты и те, кто не дает правдивых прогнозов.
Олег Сысуев, первый зампред совета директоров Альфа-банка, в 1997-1998 годах вице-премьер.
Искать виновных контрпродуктивно. Их находили всегда: мировая закулиса, промпартия, врачи, демократы... Надо думать, что делать. Налицо солидарная безответственность. Любое природное явление у нас превращается в катастрофу.
Сергей Митрохин, лидер партии "Яблоко".
Никто ни за что у нас не отвечает, но пожар используют для того, чтобы убрать неугодных. Отставки будут среди губернаторов, федеральных чиновников и простых клерков. Объявят их козлами отпущения или просто козлами — без разницы.
Алексей Соколов, подавший в отставку глава Выксунского района Нижегородской области.
Кто может ответить за стихию? Верховой огненный смерч уничтожил 360 домов за 12 минут. Наверное, виновных найдут в местном самоуправлении и госорганах. Прокуратура работает активно. Когда Путин призвал глав пострадавших территорий уйти в отставку, я такое решение принял. Хотя не считаю, что была наша вина.
Иван Рыбкин, в 1994-1996 годах председатель Госдумы, в 1996-1998 годах секретарь Совбеза.
Должен отвечать тот, кто внес закон о полном уничтожении лесной охраны. Вносило его в начале 2000 года правительство Касьянова, законодательная инициатива принадлежала Путину, разработка — администрации Волошина. Знакомый лесник сразу сказал: беда будет. Ему сейчас 84 года, а он ходит с ведром воды и тушит пожары. Сергею Кожугетовичу не надо было подбирать все под себя.
Николай Максюта, член Совета федерации, бывший глава Волгоградской области.
Ответственные — отряды МЧС, возглавляемые губернаторами. Где-то они работают лучше, где-то хуже. Виновных надо определять в каждом конкретном случае. Недоработок обнаружилось много.
Евгений Шварц, директор WWF России по природоохранной политике.
Никто толком не ответит. Премьер говорил о повышении ответственности местных властей, но леса и большинство земель не в их ведении. Лесной кодекс писали питерские ребята под себя, а горят-то не промышленные леса, а те, которые в аренду никто брать не будет.
Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области.
Это надо решать на местах. В каждом регионе проанализировать ситуацию и выяснить, кто виноват. У нас катастрофических пожаров нет, потому что уже несколько лет работают опербригады, следим за ситуацией с воздуха.
Леонид Гозман, сопредседатель партии "Правое дело".
Никто. Или ответит тот, кто невиновен, а должен ответить Шойгу. Его работа — не приезжать на пожарища и демонстрировать мужественность, а предотвращать пожары. Ответственность лежит и на всей системе, которая позволяет человеку, который не умеет ничего, кроме позирования перед камерой, занимать такой пост.
Дмитрий Шпаро, полярник, лидер и директор клуба "Приключение".
Виноваты стихия и халатность людей. С разгулом огня маленькому человеку бороться трудно. Вырыли ров, а огонь несется уже с другой стороны. При мне в Хатанге двухэтажный дом сгорел за два часа при 40 градусах мороза.
Виктор Орлов, председатель комитета Совета федерации по природным ресурсам.
Стрелочников искать не стоит. Надо заниматься системой безопасности. В 1970-х годах после пожаров предлагалось затопить Шатурские болота, но было неясно, какой получится результат. Потом эти места застроили, заселили и о проблеме повышенной пожароопасности позабыли. А ведь мы помогали тушить пожары в Греции и других концах света и могли бы задуматься о своих уязвимых местах.
Виктор Семенов, депутат Госдумы ("Единая Россия"), в 1998-1999 годах министр сельского хозяйства.
Как всегда, народ, а чиновник зарабатывает и на победах, и на бедах. Простые люди кроме утрат и неудобств потеряют еще и налоги, которые теперь пойдут на восстановление и компенсацию потерь. Это для нас серьезный урок и испытание. А все испытания — от Бога. Значит, не так живем, не то делаем. Надо задуматься.
Валентин Бобылев, протоиерей, благочинный церквей Кабардино-Балкарии.
Самое легкое — на Господа свалить. Если бы жили правильно и выполняли свои обязанности, все бы было нормально, и в природе, и в быту.
Павел Лунгин, режиссер.
Никто не ответит. Когда виноваты все: и народ, и власть, и спасательные службы, в итоге — никто. В стране депрессия, все друг друга обвиняют, а конструктива нет. Так на разговорах дело и закончится, ведь в реальном поиске виновных никто, как видно, не заинтересован.
Светлана Кутенко, глава Быстрогорского сельского поселения Ростовской области.
За все происходящее на территории отвечает ее глава. Меня сейчас в кабинете нет, сама вожу машину, живу на улице. Температура зашкаливает, были возгорания даже от оконного стекла, поджегшего бумагу. Пожары мы быстро локализуем. Главное — люди бдительны: если видят дымок, сразу сообщают мне или в службу.
Сергей Бабурин, ректор Российского торгово-экономического университета.
Должны ответить те, кто не занимался профилактикой. Кто не рыл канавы вокруг поселений, не чистил лес от сухостоя, не делал в торфяниках скважины, чтобы их залило водой во время таяния снега. Если чиновники не выполняют свои обязанности, катастрофы продолжаются.
Михаил Ненашев, председатель подкомитета Госдумы по военно-техническому сотрудничеству.
За борьбу с пожарами отвечают противопожарные службы. Они должны быть полноценно оснащены и подготовлены. У региональной и местной власти средств часто не хватает. Но ведь когда мы отправляем законопроекты в регионы, они соглашаются. А сейчас, оказывается, у нас пожарные части не так стоят. Нужен не героизм, а система.
Дмитрий Глуховский, писатель.
Отвечать должны граждане, и по всей строгости. Винить МЧС и пожарные службы я бы не стал. Они с пожарами все же борются, а не разводят их — в отличие от безалаберных граждан. За разведение костров в лесах необходимо ввести уголовное наказание.
Иван Андриевский, управляющий партнер НКГ "2К Аудит — Деловые консультации".
Пожарные и губернаторы, это их прямая обязанность — обеспечивать безопасность. В Московской области система управления накопила столько ошибок и негатива, что российская казна уже не справляется с их оплатой.
Владимир Сорокин, гендиректор компании "АльфаСтрахование-Жизнь".
Виноваты, видимо, тестирующие климатическое оружие империалисты. В Подмосковье торфяники тлеют уже десятки сезонов. Бороться с ними запретами на пикники — абсурд. Нужен системный подход. А мы тушим горящую дачу ведром.
Михаил Гиряев, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства.
Все. Органы исполнительной власти, субъекты федерации, местное самоуправление, Россельхознадзор и мы в том числе. В селах у людей элементарно нет инвентаря для тушения пожаров, люди не знают, как себя вести, местные власти даже не провели инструктаж!
Николай Петраков, директор Института проблем рынка РАН.
Авторы и лоббисты Лесного кодекса, который привел лесное хозяйство в упадок. Власти решили сэкономить на лесниках и лесничествах, уничтожив их как институт. Теперь тратят миллионы на ликвидацию катастрофы, а зарплата лесника — 10-15 тыс.
Станислав Дмитриевский, правозащитник, глава Общества российско-чеченской дружбы (Хельсинки, Финляндия).
Должны ответить те, без кого не принимаются решения. Вмешательство Путина в тушение пожаров в Нижегородской области и главы Росатома Кириенко в ликвидацию возгораний вблизи Сарова говорит о коллапсе госсистемы.